Мне пишут много комментов при публикации постов о суверенитете Республики Саха (Якутия), многие с тоской вспоминают совхозы, тоскуют о «московском» и «ленинградском» снабжении в северных поселках…
Я неоднократно приводил пример ГДР, как витрины социализма, и как западные немцы вложили 180 миллиардов долларов, чтобы продать за 40 миллиардов долларов имущество социалистической Германии оцениваемое в 800 миллиардов долларов…
Вашему вниманию глава из книги «Сокровенная история республики» известного журналиста и аналитика Ивана Николаева о ситуации в республике перед суверенитетом. Публикую с любезного разрешения автора.
СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИКИ ЯКУТИИ
Экономика ЯАССР была одной из ярких характеристик особенностей социалистической системы СССР.
Основными проблемами экономики республики, как и практически всех дальних советских территорий, были:
— сложные условия жизни в районах Крайнего Севера;
— сырьевая направленность — доминирование горнодобывающей промышленности;
— высокая капиталоемкость хозяйственного освоения;
— чрезвычайно высокие транспортные затраты;
— хроническое отставание развития производственной инфраструктуры — энергетики, транспорта, замещающего привозные ресурсы местного производства.
Привлечь огромные массы людей для более-менее долговременного проживания на суровом Севере можно было только ценой очень значительных материальных и социальных стимулов.
Поэтому возник механизм «районного коэффициента» и «северных надбавок», причем надбавки росли постепенно, с учетом стажа работы и/или проживания на Севере. Также были другие социальные стимулы: так называемые «подъемные» при переезде; оплата расходов на переезд с семьей; возмещение расходов на обратный переезд к прежнему месту жительства (включая провоз всего нажитого имущества); увеличенные отпуска; оплата проезда в отпуск раз в несколько лет; выделение целевых чеков на приобре-тение дефицитных товаров, в первую очередь — автомобилей. Существовала практика разрешения лицам, «проработавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 15 лет, организовывать жилищно-строительные кооперативы для строительства жилых домов в городах других республик, краев и областей, кроме административных центров союзных республик, городов Москва и Ленинград, Московской области, а также курортных местностей».
Кроме того, создавались города и поселки практически на пустом месте, куда доставка стройматериалов и даже просто мебели была чрезвычайно затратной, с большим объемом благоустроенного жилья, социальной инфраструктуры — школ, больниц, детсадов, культурных центров, столовых и пр. Их содержание также было высокозатратным.
Только социалистическая централизованно-плановая экономика могла осилить такую грандиозную задачу.
Также система районных коэффициентов и северных надбавок, а также ряд льгот, например, оплата «подъемных» при переезде из одного района республики в другой, с 1967 года была распространена на все население ЯАССР, хотя изначально предполагалось, что эта система будет работать только в отношении привлекаемых извне региона трудовых ресурсов. Это также повышало издержки социалистического хозяйства в отношении общего развития ЯАССР.
Сырьевая экономика Якутии могла бы выйти на хотя бы минимальную реальную рентабельность, если бы социалистическая практика централизованного инвестирования продолжалась еще как минимум 30 лет, и за это время была бы создана оптимальная транспортная сеть и введены достаточные энергетические мощности, а также было бы налажено местное производство необходимого количества продукции, товаров и продовольствия.
Но к 1990-1991 годам до этого было далеко — вся экономика Якутии держалась на плаву только за счет неэквивалентного обмена ресурсами, когда учитывалась не реальная цена, допустим, каждой тонны доставленной на Север солярки, а некая плановая цена. А на Север доставлялась очень большая номенклатура производственно-технической продукции, товаров народного потребления и продовольствия. Для перемещения всей этой массы грузов, а также пассажиров содержался огромный речной флот, задействованный толь-ко несколько месяцев в год, грузовой транспорт крупных автопредприятий также был преимущественно нацелен на массовые сезонные перевозки зимниками. Авиация обслуживала самые отдаленные населенные пункты. Вся эта транспортная инфраструктура была планово-убыточной, особенно авиация.
Социалистическая экономика Якутии была обречена на мгновенный коллапс, как только исчезло бы централизованное плановое распределение ресурсов.
Сельское хозяйство — основная сфера применения труда коренного населения — также было глубоко убыточно и не могло даже обеспечить потребности Якутии в продовольствии.
К 1985 году сельское хозяйство ЯАССР обеспечивало потребности республики в мясе только на 48,7%, в молоке — на 53,7%, в картофеле — на 66%, в овощах — на 49,8% и в яйцах — на 61%.
С 1974 года все колхозы в Якутии перестали существовать, их заменили совхозы, количество которых в 1985 году достигло 116. Если благополучие колхоза зиждилось на том, сколько сумели заработать, то в совхозах все затраты несло государство, которое обильно дотировало убытки совхозов. Создание совхозов диктовалось политикой обеспечения занятости в сельском хозяйстве, стремлением создать общегосударственный товарный сектор по стабильному производству аграрной продукции.
В 1985 году даже в центральной части РСФСР совхозы с численностью рабочих меньше 500 человек были преимущественно убыточными. А в Якутии с громадными расходами на доставку сельскохозяйственной техники, ГСМ, комбикормов и пр. в 1985 году средняя численность рабочих совхозов составила 397 человек.
Некоторые считают, что аграрный сектор даже в самых высокоразвитых странах дотируется, поэтому глубоко дотационный характер сельского хозяйства в СССР — нормальное явление.
Но вопрос состоит в характере и объеме дотаций.
В развитых странах (США, ЕС, Канаде, других странах Организации экономического сотрудничества и развития, куда всего входят 34 страны) прямая государственная поддержка сельскохозяйственных производителей составляет одну треть от получаемых ими доходов. Но из общего объема поддержки сельского хозяйства на долю бюджетных субсидий приходится только чуть больше половины, остальное обеспечивается мерами по защите рынка.
А в СССР практиковались бюджетные субсидии сельскому хозяйству. В условиях Якутии средний размер государственной поддержки совхозам в 1985 году превышал 120%. Иначе говоря, на заработанный якутскими совхозами рубль приходилось 1,2 рубля убытков. По мере увеличения капиталовложений в аграрный сектор республики общий объем дотаций рос пропорционально.
В развитие материально-технической базы сельского хозяйства еще очень многое предстояло сделать: энерговооруженность одного рабочего совхоза к 1985 году достигла 24,2 л.с., что ниже средних показателей РСФСР — 42,7 л.с. (а к 1990 году средние показатели в РСФСР достигли 55,5 л.с.). Уровень комплексной механизации в 1985 году в совхозах ЯАССР составил только 4,3%, 77% рабочих совхозов было занято ручным трудом. Поэтому предстояло вложить еще очень много инвестиций в развитие материально-технической базы аграрного сектора, на развитие мелиорации.
К 1985 году в сельское хозяйство ЯАССР было вложено за 20 с лишним лет примерно 2 млрд. рублей (около 200 млрд. рублей 2015 года, если считать по курсу доллара), причем значительная часть капиталовложений пришлась на 1980-1985 годы — почти миллиард рублей, с 1985 года инвестиции увеличивались каждый год. И это считая только прямые бюджетные субсидии
совхозам, а строительство транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры (учреждений образования, здравоохранения, культуры и др.) н селе шло по другим статьям госбюджета.
Также косвенная дотация сельского хозяйства шла за счет низких, планово-убыточных транспортных и энергетических тарифов, цен на ГСМ, химические удобрения и комбикорма, на сельскохозяйственную технику (например, за 1971-1985 годы совхозы Якутии получили 12 тыс. тракторов, 11,2 тыс. автомобилей, 1,9 тыс. комбайнов). Поэтому реальный объем дотаций в конечном счете получался фактически в два-три раза выше, чем отражалось н статистике по государственной поддержке аграрного сектора.
Если бы социалистическая система хозяйствования продлилась, как отмечалось выше, еще на 30 лет минимум, то формирование высокотоварного аграрного сектора в Якутии могло бы привести к появлению стабильно рен-табельного производства аграрной продукции.
Для этого предстояло не только повысить инвестиции в сельское хозяйство, но и преодолеть практику игнорирования экономической работы в хозяйствах, низкую трудовую дисциплину.
Предстояло развить механизмы экономического стимулирования, определения и финансирования приоритетных направлений, масштабное внедрение новых технологий. Еще было необходимо повысить квалификацию рабочих совхозов — удельный вес специалистов I и II класса среди механизаторов в 1985 году составил 33%, что было в 2 раза ниже, чем в РСФСР.
Но крах СССР не дал такой возможности.
Аграрный сектор ЯАССР при смене идеологического и экономического курса государства неизбежно должен был рухнуть.
Вместе с тем совхозы сыграли очень значительную роль в повышении материального благосостояния коренных народов, хотя их доходы сильно уступали заработкам в горнодобывающей отрасли. Среднемесячная зарплата рабочих и служащих совхозов ЯАССР в 1980 году достигла 260 рублей (по РСФСР было 157 рублей), преимущественно за счет районных коэффициен-тов и северных надбавок. А в 1965 году средняя оплата труда колхозника в ЯАССР составляла 76 рублей, большей частью натурой [молоком, маслом, мясом и т.д.), а не деньгами.
Благодаря совхозам сельчане стали получать стабильные зарплаты, а также пенсии, совхозы строили жилье, детсады, школы, спортзалы, культурные центры и пр.
Процесс создания и укрепления совхозов сопровождался укрупнением сельских населенных пунктов — к началу 1969 года было свыше 4,4 тысяч сельских поселений, а к концу 1980-х годов их число уменьшилось до 641, поскольку социальную инфраструктуру было рациональнее создавать и содержать для меньшего количества населенных пунктов.
Как подчеркивает историк Лилия Винокурова: «Цепь экономически не-оправданных административных реорганизаций в сельском хозяйстве, практика предоставления постоянных дотаций нерентабельным хозяйствам оказали неблагоприятное воздействие на социальное здоровье коренного населения. Гарантированная оплата работы без учета его качества и целесообразности подорвала культуру сельскохозяйственного труда, его престиж и перспективы. Произошло отчуждение якутского крестьянства от земли, ко-торое было лишено права на самоорганизацию труда и на его результаты… Преимущественная ориентация на сельскохозяйственный труд (в подготовке национальных кадров высшей квалификации также преобладают гума-нитарные и сельскохозяйственные специальности) усугубляла процесс отчуждения. Коренное население Якутии оказалось заложником сложившейся системы социально-экономических отношений… Разрушились механизмы передачи социального опыта, появились эрозия традиционной трудовой морали, психология иждивенчества. В этой связи можно утверждать о феномене рабочих совхозов Якутии как социально-этническом маргинале».
Как видим, горнодобывающая промышленность (за исключением добычи алмазов] и аграрный сектор Якутии были дотационными заложниками коммунистической формы социализма. Пока существовал СССР, такая форма обеспечивала развитие экономики республики, а переход на другую модель хозяйствования означал полное разрушение экономики республики и массовое обнищание населения.
Мои посты о развитии села в Республике Саха (Якутия):
Семейная экономика — наш ответ коронавирусу covid-19!
Клубника во дворе! Лето 2020 года!
Новые технологии для усадебных хозяйств Якутии.
Новые технологии для усадебных хозяйств Якутии — 2.
Мои вопросы на пресс-конференции спикера Ил Тумэн РС (Я) Петра Гоголева
Проект «Сайдыы» (Развитие) и новый сайт об усадебном хозяйстве Якутии
Национальная идея народосбережения Республики Саха (Якутия)
Доклад члена Высшего Совета Старейшин (Ытык Субэ) Республики Саха Иннокентия Аммосова
Эволюция системы расселения Якутии: долгосрочные тренды и видение будущего
Электричество и интернет в тайге и тундре! Традиционная хозяйственная деятельность и инновации
Направления развития МР «Намский улус». 24.02.2021 г.
Иван Горохов об усадебном строительстве в Арктике
Предложения помощника Первого Президента Республики Саха!
Михаил Николаев: «Дойти до каждого человека!»
Сбудется ли светлая мечта народа?
Ботанический сад СВФУ. Купил еще 3 саженца облепихи!
С Николиным Днем! С Днем сайылыка!
Размышления о прошлом, настоящем, будущем родного села
О первых поселенцах на ямщицкой станции Жура
«Саханами» в Ботаническом саду СВФУ!
Холомо Анатолия Чомчоева. Технологии предков в XXI веке!
Сезон 2021 года: купил системы полива фирмы «Жук»!
Агая Шадрина Сиинэҕэ торт оҥорон атыылыыр
Дмитрий Климовский об участии в программе «Агростартап» и о получении социального контракта
Турбаза «Ямщицкое подворье» в Синске!
Якутская вишня в программе «Подворье» телеканала «Якутия24»
Выращивание микрозелени в программе «Подворье» телеканала «Якутия24»
Фермер Александр Иванов о своем хозяйстве, о получении гранта на развитие семейной фермы
Новые технологии: Круглогодичная теплица для клубники в селе Немюгюнцы Хангаласского улуса!
Хахсык. Впечатления от сайылыка (летника)
Красота для якутского села! Александра Павлова строит свою мечту!
Лето продолжается: республика встречает новые вызовы.
Сайылык, где работал Гаврил Чепалов!
Агростартапы из Булгунняхтаха!
Новости нашей дачи. Сезон 2021 года.
Департамент сельского хозяйства Хангаласского улуса приглашает на Ярмарку выходного дня!
В Покровске состоялась выставка-ярмарка выходного дня
Поздравляю победителей конкурса «Агростартап-2021»!
Поздравляю победителей конкурса «Развитие семейных ферм — 2021»!
«Туймаада» Агрохолдинг икки саҥа программалара — Идэһэ уонна Откорм!
Моя страница в Дневниках якт ру.: http://nikbara.ykt.ru/
Мой сайт: https://nikbara.ru/