Вашему вниманию информация и фото с сайта Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха и запись с онлайн трансляции Парламентских слушаний на моем Ютуб канале.

В Государственном Собрании (Ил Тумэн) 13  апреля 2023 года состоялись парламентские слушания на тему: «Об исполнении Закона Республики Саха (Якутия) «О личном подсобном хозяйстве граждан в Республике Саха (Якутия)». 

В своем вступительном слове Андрей Находкин отметил, что сегодня парламентские слушания «Об исполнении Закона Республики Саха (Якутия) «О личном подсобном хозяйстве граждан в Республике Саха (Якутия)» проводятся согласно плану работы постоянного комитета, а также по инициативе первого Президента РС (Я) Михаила Ефимовича Николаева.

Основную информацию представил заместитель председателя правительства Якутии Михаил Никифоров.

По сообщению докладчика, личные подсобные хозяйства граждан остаются для сельского хозяйства республики ведущей производительной силой – на их долю приходится более 45 процентов общего объема сельхозпроизводства, что гораздо выше среднего уровня по стране, в том числе в производстве продукции животноводства – 42%, продукции растениеводства – 56%.

На 01 января т.г. в ЛПХ граждан содержится 99,4 тыс. голов крупного рогатого скота, что составляет 58% от общего поголовья,  в том числе коров — 39,5 тыс. голов (55,2%), 70,5 тыс. лошадей (38,7%).  Доля ЛПХ в общем объеме валового надоя молока составила 50,2% — 79 тыс. тонн, в производстве скота и птицы на убой в живом весе – 49,6% или 18,7 тыс. тонн, производстве яиц – 7,5% или 11,7 млн штук.

В среднем по республике у одного ЛПХ имеется 2,42 га земельных участков. Площади сельскохозяйственных угодий, используемых гражданами для ведения личного подсобного хозяйства, составляют всего – 235 тысяч га. Количество земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, составляет ‒ 77,2 тысяч га или всего 30,7 процентов от площади личных подсобных хозяйств.

В рамках госпрограммы республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» с 2021 года начата реализация нового механизма субсидирования маточного поголовья ЛПХ по ставке 35 тыс. рублей на 1 голову. С 2023 года ставка на одну голову коровы по данной мере господдержки увеличена до 37 тыс. рублей.

По словам Михаила Никифорова, лимит на этот год составляет 1 млрд. 458,6 млн. рублей. При этом ЛПХ сохраняют за собой право сдавать молоко заготовителям по цене не менее 10 рублей за 1 кг. С 2022 года начата реализация второго этапа новых механизмов господдержки сельхозпроизводства – обеспечение заготовки мяса крупного рогатого скота, лошадей, картофеля, овощей, зерна. На данные цели в прошлом году из госбюджета республики предусмотрено 164,3 млн. рублей. Так за 2022 год заготовительными организациями у ЛПХ заготовлено 168,9 тонн. мяса КРС и лошадей, что составляет 21,2 процента от общего заготовленного объема и 248,6 тонн картофеля (5,3%).

Далее участники парламентских слушаний приступили к вопросам. 

Народный депутат Вячеслав Куличкин задал ряд уточняющих вопросов, в том числе  об оказании финансовой помощи ЛПХ на проведение  мелиоративной работы.

Министр сельского хозяйства Александр Атласов ответил, что в 2023 году на проведение культуртехнических и гидромелиоративных мероприятий предусмотрено  более 400 млн. рублей. Но согласно постановлению Правительства РФ господдержку  получают только организованные хозяйства, в т. ч. ИП, КФХ и СХПХ, а личным подсобным хозяйствам на эти цели средства не выделяются.

Иван Слепцов спросил: основную долю сельхозтоваропроизводителей занимает ЛПХ, но основную меру поддержки получают только организованные хозяйства. Почему они по не получают поддержку  по линии самозанятости граждан?

Первый заместитель министра Петр Попов ответил, что многие ЛПХ переходят на ИП, так как по линии самозанятости получают налоговые льготы и субсидию на молоко. «Чтобы поддержать людей мы им даем такие рекомендации и они платят всего 6% налогов от доходов и освобождаются от страховых налогов. Поэтому во многих районах они переходят на ИП и как самозанятые граждане сдают молоко, соответственно получают субсидию на молоко.

Народный депутат Сахамин Афанасьев поинтересовался: почему в 2022 году мерой господдержки по поставке скороспелой живности населению охвачены всего 4 арктических района? В текущем году на данные цели предусмотрено 20 млн. рублей. Почему такой низкий объем поставок в арктические районы, тогда как именно в отдаленных улусах остро стоит проблема с продовольственным обеспечением и по занятости населения. К примеру, в Верхнеколымском улусе до сих пор ждут возмещения расходов по доставке комбикормов.

Также парламентарий затронул проблему острой нехватки ветеринаров и отсутствия ветеринарных участков даже в крупных сельскохозяйственных улусах, о чем говорили люди на отчетах правительства.

Министр сельского хозяйства Александр Атласов ответил, что отбор на поставку скороспелой живности проводится согласно заявке районов, в этом году в данную программу вошли 8 районов. Он пояснил, что такую помощь они оказывают третий год, при этом арктическим улусам возмещают все расходы, в т. ч. числе транспортные. Он выразил готовность увеличить объем поставок скороспелки, если потребность населения будет высокой.

Представитель Департамента ветеринарии пояснил, что действительно в северных районах не хватает специалистов, так как после укрупнения и сокращения ветуправлений в Момский улус ездят с головного филиала из Чурапчинского улуса.

Народный депутат Феодосия Габышева подчеркнула, что кадров для сельского хозяйства надо воспитывать со школьной скамьи. Выбор школой аграрного профиля способствует развитию местного производства, поэтому агрошколам нужно получить государственную поддержку. Школьники не только получают эффективное трудовое воспитание, они при этом хорошо обеспечивают население, и самое главное — не отрываются от истоков, от родной земли. В республике 70 проц. школ находятся в сельской местности, а это большой потенциал для развития села.

Парламентарий выразила сожаление, что сегодня агрошколы существуют сами по себе, тогда как раньше позиция агрошкол по выполнению функций ресурсных центров трудового воспитания школьников, подготовки будущих специалистов сельского хозяйства, фермеров была наиболее выраженной и востребованной.

Первый заместитель министра Петр Попов ответил, что сейчас готовится указ Главы республики, там целый раздел посвящен агрошколам. В свое время министерство сельского хозяйства всячески поддерживало агрошколы, но в 2016 году были внесены изменения, что субсидии агрошколы могут получать только от учредителей, поэтому было прекращено финансирование агрошкол.

Вице-спикер парламента Виктор Губарев поинтересовался: в связи с усилением государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности имеют ли наши крупные предприятия свои подсобные хозяйства? Раньше даже авиаотряды в северных улусах держали лошадей, строили теплицы. 

Михаил Никифоров ответил, что АК «Железные дороги Якутии» организовали в Томмоте свое подсобное хозяйство, где они построили коровники, занимаются овощеводством и получают соответствующую господдержку. «Планирует создать свое подсобное хозяйство в г. Нерюнгри и крупнейшая угледобывающая компания «Колмар», такие начинания мы только поддерживаем», — сообщил зампред правительства. 

Руководитель МКУ «Управление сельского хозяйства» МР Верхневилюйского улуса Сергей Иванов для решения проблемы нехватки сенокосных угодий предложил рассмотреть возможность выкупа земель у частников или фермеров.

Спикер парламента Алексей Еремеев сообщил, что в 2021 году когда была начата реализация нового механизма субсидирования, в парламенте республики очень долго обсуждали механизм поддержки субсидирования на маточное поголовье.

«По результатам 2021 года заготовка молока упала на 36 процентов, в 2022 году по сравнению с показателями 2020 года она снизилась на 28 процентов. Тогда вы говорили, что заготовка молока упадет, но через два года мы восстановим, так как люди перейдут в организованную форму хозяйствования. По итогам 2023 года, по сравнению с показателями 2020 года, какой объем молока будет заготавливаться?», —  спросил председатель парламента.   

Отвечая на вопрос, Михаил Никифоров сообщил, что прогноз действительно был такой. «Мы планировали через два года восстановить тот же объем заготовки молока. Если по итогам 2020 года мы заготовили 79 тыс. тонн молока, при этом субсидировали в объеме 2 млрд. 800 млн. рублей, то в 2021 году оставили такой же объем субсидирования,  при этом повышая себестоимость с 35 до 50 на объем 57 тыс. тонн, при этом 1 млрд. 300 тыс. рублей мы предусмотрели на маточное поголовье. В итоге объем субсидирования увеличился с 2,8 млрд. до 4 млрд. рублей. По итогам 2021 года заготовлено 58 тыс. тонн молока, по итогам 2022 года мы заготовили  62 тыс. тонн, а в 2023 году у нас в планах заготовить 64 тыс. тонн молока. Конечно, показателей в 79 тыс. тонн мы еще не достигли,  нам есть над чем еще поработать».

Член Общественной палаты РС (Я), референт аппарата Государственного Советника РС (Я) М.Е. Николаева Николай Барамыгин озвучил предложения Михаила Ефимовича Николаева, направленных на достижение крайне важных и актуальных для республики целевых задач:

— главное значение будет иметь финансовая поддержка строительства индивидуального, усадебного типа жилья со стороны  республики, институтов развития и бизнеса. Каждая семья республики, желающая построить жилье усадебного типа и приобрести дом, должна иметь доступ к финансовым институтам в виде долгосрочного кредитования на срок от 10 до 25 лет, полученных под минимальный процент от 1 до 3 процентов.    

 — масштабное усадебное строительство приведет к массовому увеличению сельского предпринимательства, особенно к перспективному его сегменту – сельскому промышленному бизнесу (производство строительных материалов, товаров и услуг), производству и переработке продуктов питания, к различным рекреационным и туристическим услугам.

  — приоритетной экономической моделью должны стать семейные фермы, семейное предприятие, а также их объединения и различные кооперативы.

— одновременно должна происходить и реконструкция культурно-исторического и духовного пространства, чем всегда славилась сельская жизнь.  

— строгие региональные экологические стандарты, организация жизнеустройства в гармонии с природой должны  пронизывать все сферы деятельности: промышленность, сельское и лесное хозяйство, транспорт, строительную политику, общественное сознание.

  — для достижения этой цели нам надо улучшать здоровье людей, напрямую связанное с качеством питания. Большим подспорьем для хозяйственного освоения и продовольственного обеспечения может стать развитие табунного коневодства.  

  — меняется отношение людей к качеству жизни, мировым трендом повсеместно становится здоровое питание. На наших просторах у нас есть все возможности для того, чтобы каждая семья могла заниматься приусадебным хозяйством, и есть положительный опыт по разведению скороспелых отраслей животноводства. Для этого в ближайшие 2-3 года нам нужно обеспечить передачу населению одного миллиона разных видов поголовья: кур, гусей, уток, индейки, поросят. При этом минсельхоз должен стать штабом продовольственной безопасности.

 — нам необходимо в ближайшие 2-3 года добиться того, чтобы жители каждого села достигли уровня «села среднего достатка», чтобы получаемые доходы каждого жителя достигли размера двух минимальных размеров оплаты труда, установленных в республике. По всем этим вопросам нам надо составить «дорожную карту» и утвердить ее в Правительстве и Государственном Собрании (Ил Тумэн), а дальше реализовывать эти программы каждодневно и конкретно.

Подытоживая итоги «Парламентских слушаний» спикер парламента Алексей Еремеев поблагодарил Михаила Ефимовича Николаева за то, что он всегда уделяет пристальное внимание развитию сельских территорий.  

«Сегодня по его инициативе мы рассматриваем на парламентских слушаниях исполнение Закона «О личном подсобном хозяйстве граждан в РС (Я)». Мы должны согласиться, что он носит рамочный характер. Тем не менее, в Республике Саха (Якутия) личные подсобные хозяйства, со времен ликвидации организованных форм хозяйствования в виде совхозов, получали государственную поддержку в том или ином виде. Потому что у руководства республики во все года было твёрдое убеждение в том, что если мы не сохраним сельское население, то потеряем основу жизни коренного населения, так как все представления о самобытности и идентичности народа связаны с сельской местностью. Что сегодня подразумевается под поддержкой личного подсобного хозяйства? Я задавал вопрос заместителю председателя правительства: что для нас первичнее – сельскохозяйственная продукция или сам факт существования личного подсобного хозяйства? Вопрос, конечно, спорный. Мы в рамках одного парламентского слушания его не решим. Личное подсобное хозяйство, на мой взгляд, это – получение продукции. Во-первых, мы задерживаем население в сельской местности. Он там родился, воспитывался, у него там семья. Но, несмотря на всё это люди переезжают. А вот когда он будет иметь личное подсобное хозяйство – это будет ещё одни подспорьем для того, чтобы люди оставались на селе. Потому что это будет дополнительный источник доходов, здоровое питание, стабильность и воспитание здорового, физически и духовно крепкого поколения. Дети сельчан, у которых есть личное подсобное хозяйство, более приспособлены к труду и жизни. Ребенок, который воспитывается в городской квартире и не имеет ни малейшего представления, откуда берётся еда на столе. Если мы еще создадим там определённые условия для получения качественного образования, ребёнок, который воспитывался в селе, будет обладать конкурентным преимуществом во всем. В этом наша общенациональная задача. Поэтому личное подсобное хозяйство предлагаю рассмотреть не только с точки зрения получения продукции, но и с точки зрения существования личного подсобного хозяйства как вид.

В советское время земля была в общегосударственном и общественном пользовании. Потом совхозы были преобразованы в кооперативы, государственные унитарные предприятия, людям раздали в собственность скот и землю. Что с этим делать? Некоторые коллеги возмущаются от слова «кооперация». Но что мы можем сделать кроме кооперации, чтобы объединить этих людей и эти земли? Наши избиратели в сельской местности говорят: слава богу, есть трудолюбивые люди, которые хотят заниматься сельскохозяйственным производством на профессиональной основе. Но у них одна проблема – нет земли. Рынок земли в республике не сложился, а без земли не сможем нарастить сельское хозяйство. Этот вопрос комплексный и его надо решать. Виды фундаментальной государственной поддержки в будущем обязательно будем сохранять. Скороспелки дают определённый доход для сельских жителей, занятость и несут воспитательную функцию для подрастающего поколения. Я попросил бы министерство сельского хозяйства при следующей корректировке бюджета обратить внимание на это направление, чтобы хоть что-то добавить» — сказал Алексей Еремеев.

По итогам парламентских слушаний приняты рекомендации, которые после доработки будут направлены в адрес правительства, профильных министерств и ведомств.

Пресс-служба Ил Тумэна https://iltumen.ru/news/23807

От adminNB

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *