Вашему вниманию статья д.э.н. Александра Пахомова, опубликованная в сборнике: Вопросы региональной экономики. (Сборник научных трудов). Академия наук Республики Саха (Якутия), Институт региональной экономики. Якутск, 2004. С. 92-97.

Информация о публикации в научной библиотеке ELibrary: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23832968

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Пахомов А.А., к.э.н, Мостахова Т.С., к.э.н.

Общеизвестно, что семья — это бесспорная общечеловеческая ценность, транслятор культурного наследия, национальных традиций этических норм (Римашевская Н.М.,1997).        Значение семьи как уникального консолидирующего и интегрирующего фактора особенно усиливается в современных условиях. Новый период времени характеризуется, в первую очередь, трансформацией старых социальных связей, формированием новых, адекватных рынку, гражданских отношений.

В этих сложных условиях семья показывает себя «своеобразие психологической защитой в дезориентированном социальном пространстве, амортизирует проблемы групп социального риска, выступа консолидирующим фактором в разрозненной и разновекторной социальной и политической жизни российского общества» (Климантова Г.И., 2004 Нормативная правовая база семейной и демографической политики Республике Саха на современном этапе представлена, прежде вссг концепцией семейной политики, утвержденной Правительством РС (Я) 1995 г., и концепцией демографической политики, принятой в 1999 г. 2002 г. Правительством республики была одобрена программа «Семья дети» на 2003-2006 гг., которая получила статус целевой Президентской программы. В программе присутствует 8 различных подпрограмм; отличие от федеральной программы в республиканскую программ «Семья и дети» включена отдельная подпрограмма «Семья».

Всего за 1990-2003 гг. изданы около 100 Указов и распоряжений Президента РС (Я), более 100 постановлений и распоряжений Правительства РС (Я), которые включают различные меры по улучшению положения семьи, женщин и детей.

В целях законодательного закрепления мер по улучшению положения семьи была инициирована разработка законопроекта «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» в котором наряду с другими мерами, предполагается дать законодательную основу льготам для многодетных семей. По инициативе Комитета были разработаны и приняты законы в 2003 г. — «Об уполномоченном по правам ребенка в РС (Я)», в 2003 г. — закон «О профилактике злоупотребления алкогольной продукцией в РС (Я)».

В качестве одной из организационных форм реализации семейной политики в республике получила развитие такая форма, как объявление тематических Годов по тому или иному направлению политики, преимущественно социальному. В 1992-1995 гг. был объявлен Год семьи, 1999-2000 гг. — Год детства и детского спорта, в 2003-2006 гг. — Год здоровой семьи. В такой организационной форме реализации семейной политики своеобразно проявляется программно-целевой метод планирования, который способствует консолидации усилий и действий различных государственных структур, хозяйствующих субъектов, общественных формирований и отдельных граждан на достижение одной цели — улучшения положения семьи и демографических процессов, формирующих ее.

Элементом идеологической поддержки в реализации семейной политики стали учрежденные праздники, награды Книга Почета лучших семей. Традиционными стали — День Матери и День Отца, направленные повышение престижа семьи, семейного образа жизни, материнства, отцовства. Торжественно вручаются — Знак Высшей благодарности матери и Знак «Ытык а5а» («Почетный отец») лучшим матерям и отцам публики. В Книгу почета лучших семей республики вносятся достойные семьи, члены которых внесли весомый вклад в становление гражданского общества, развитие государственности, производства, образования, меценатства, науки.

Для организации помощи семьям на местах действует система социального обслуживания семьи и детей. Сегодня в республике функционирует 25 Центров социальной помощи семье и детям с 41 филиалом в наслегах, 6 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и 7 социальных приютов для детей.

Большинство демографических процессов протекают в семье, а одна основных ее функций — это репродуктивная. Поэтому демографическая политика тесно взаимосвязана с семейной политикой. Целью демографической политики является создание условий для устойчивого и качественного развития населения республики.

Из мер демографической политики, принятых в последние годы особо хочется выделить Указ Президента РС (Я) № 1300 от 5 января 2001 г. «О государственной поддержке семьи в РС (Я)». Действие данного нормативного документа имело целевой демографический характер и было направлено на стимулирование рождаемости, поддержку репродуктивной функции семьи и формирование среднедетной семьи.

Согласно этому Указу все дети, родившиеся в семье 3 и более по порядку рождения, получают лицевые счета в размере 10 тыс. руб. Кроме того, семьям выпускников ВВУЗов и ССУЗов, выехавшим на работу н сельскую местность, открываются лицевые счета в размере 25,0 тыс. руб.!

На поддержку демографической функции семьи и молодых семей был направлен и Указ Президента РС (Я) от 05.01.2001 г. № 1322 «О новом этапе индивидуального жилищного строительства на селе в РС(Я)”. В условиях предоставления и погашения жилищных кредитов были заложены и меры демографического характера. Так, при рождении первого (после получения кредита) ребенка сумма возврата снижается на 20%, при рождении второго ребенка — на 30%, третьего ребенка — еще на 25%. Если молодая семья обзаведется подсобным хозяйством, то сумма кредита уменьшается еще на 25%, т.е. кредит полностью погашается.

Реализация демографической политики позволила несколько стабилизировать демографическую ситуацию.

Так, в 2000 г. впервые за 10 лет возросло число родившихся детей, и с этого периода число родившихся детей постоянно увеличивается. В целом по республике пока сохраняется естественный прирост. По сравнению с остальными регионами Якутия даже выделяется высокими его показателями. Естественный прирост населения РС (Я) в 2000 году составил 3,9 на 1000 чел., в 2001 г. — 3,6%о, в 2002 г. — 4,3%о,га предварительным данным 2003 г. — 4,4%о.

Республика характеризуется относительно высоким уровнем рождаемости по сравнению со средним российским уровнем и многими другими российскими субъектами. Рост общего коэффициента рождаемости к 2003 г. составил по сравнению с 1999 г. 10,8%.

Отмечаются некоторые позитивные тенденции в области смертности

населения, особенно младенческой смертности. Если в 1990 г. умирало 436 детей, не дожив до 1 года, то в 2003 г. этот показатель снизился до 191 и коэффициент соответственно уменьшился с 19,9%о до 13,5% о.

Практически стабильным остается общий коэффициент смертности.

Хотя по прогнозу Госкомстата РС (Я) продолжительность жизни за 2002 г. несколько увеличилась, тем не менее, в результате в целом достаточно благоприятной обстановки со смертностью, этот показатель в республике все еще остается низким, особенно среди мужчин.

Ожидаемая продолжительность жизни женщин традиционно выше мужской, но за рассматриваемый период разрыв еще более увеличился, составив в 2002 г. 12,8 лет против 9,3 лет в 1990 г.

К сожалению, процессы брачности и разводимости в целом за 1990- 2003 гг. имеют нестабильную и недостаточно позитивную динамику, чтобы можно было утверждать о коренном улучшении в положении семьи.

 За 1990-2000 гг. происходило постоянное снижение числа браков: с 11550 до 5899. Согласно итогам 2001 г. произошел «взрыв» брачности — с 2000 г. на 25,3%. В 2002 г. число браков вновь возросло. Число разводов в республике, начиная с 1990 г., постоянно снижалось. Это был неплохой показатель состояния семьи в республике, особенно в условиях миграционной нестабильности. Однако в 2001 г. произошло не только увеличение числа браков, но и рост числа разводов — на 12%. Итоги 2002 г. показали снижение числа разводов. В результате соотношение браков и разводов несколько улучшилось (60 разводов на 100 браков в 2003 г.).

          Сравнительно благоприятная ситуация в области семьи и демографической ситуации подтверждается данными 8-го национального Доклада о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2002-2003 гг. (Доклад …,2003). По индикатору развития человеческого потенциала Якутия находится на 14 месте среди 79 регионов федерации, которых был рассчитан этот индикатор. Как известно, индикатор развития человеческого потенциала рекомендован ООН как один из интегральных способов измерения социального развития. Это свидетельствует о том, что благодаря мерам семейной политики семья, стабильный социальный институт, сохраняется и развивается при целенаправленной и ресурсно- обеспеченной государственной поддержке.

Таким образом, сегодня мы можем утверждать, что в республике создана достаточно действенная система семейной и демографической политики, в которой объединены усилия и государства, и общества, и семьи. Реализация государственной семейной и демографической политики в республике имеет вполне определенные результаты, доказывающие возможности реального и эффективного воздействия на процессы развития семьи.

Проводимый мониторинг положения семьи, демографической ситуации, детей, женщин, итоги которого регулярно освещаются в докладах «О положении семьи в Республике Саха (Якутия)», «О положении в области народонаселения в Республике Саха (Якутия)», «О положении детей в Республике Саха (Якутия)», показывает, что на сегодняшний день в положении семьи и детей остаются нерешенные проблемы.

Происходит ослабление репродуктивной функции семьи. Распространенной семейной моделью становится малодетность. Число семей с большим количеством детей сокращается. Растет количество неполных семей, о чем свидетельствует рост внебрачной рождаемости. Сохраняются достаточно высокие показатели безбрачия населения, особенно коренного,

Если ранее семья концентрировала в себе брачное, сексуальное, репродуктивное поведение, то в настоящее время эти формы поведений существуют в значительной степени автономно друг от друга, выражается, например, в увеличении числа рождений у матерей, не состоящих в зарегистрированном браке. Рост внебрачной рождаемое увеличивает число неполных семей, т.е. одной из тех категорий семьи, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

Таким образом, некоторой частью населения семья, к сожалению, не воспринимается как жизненно необходимая ценность. На первый план выходят другие приоритеты — хорошо оплачиваемая работа, достижение личного, служебного успеха, карьера и т.п. и, зачастую, наличие семьи расценивается как фактор, затрудняющий достижение этих жизненных целей.

Переориентация в системе жизненных ценностей побуждает к поиску новых форм мер семейной политики, направленных на сохранение и укрепление престижа семейного образа жизни.

Новый этап развития семейной и демографической политики в первую очередь отталкивается от того, что необходимо дальнейшее развитие системности в реализации, принципов партнерства, усиление консолидации действий различных субъектов семейной политики.

Оценка итогов реализации семейной и демографической политики Якутии позволяет сделать вывод о том, что объем и масштабность семейной политики имеют, по-видимому, волнообразный характер.

Действенность и эффективность ранее принятых мер приводит некоторому сглаживанию различных социальных диспропорций. Впоследствии ситуация создает ощущение некой успокоенности и воспринимается как данность, как должное и властью, и самим объектом политики.

Между тем, в любой ситуации постоянно присутствуют как позитивные, так и негативные тенденции, и явления. Какие из них будут преобладать в будущем, зависит от дальнейших политических действий. Иными словами, необходимы непрерывный мониторинг состояния объекта политики, постоянное развитие и совершенствование механизма реализации семейной политики, разработка новых качественных мер воздействия.

Семья представляет собой социально-экономическую систему. В связи с этим эффективность воздействия на ее развитие во многом будет обусловлена тем, насколько меры воздействия адекватны ее особенностям и специфике.

Принятые в середине 90-х годов прошлого столетия нормативные правовые документы по семейной и демографической политике были разработаны в соответствии с теми социально-экономическими условиями.

Новое время ставит новые задачи. В связи с этим возникает объективная необходимость разработки нового нормативного документа, регулирующего деятельность в области семейной и демографической политики.

Разработка и принятие обновленных нормативно-правовых документов будет способствовать качественному обновлению содержания, придаст новый импульс государственной семейной политике, позволит улучшить положение семей с детьми, тем самым придать новое развитие социальной стабильности в республике.

Литература:

  1. Римашевская Н.М. роль семьи в условиях социальных трансформаций

        Семья. Гендер,культура / Материалы международных конференций 1994-95 г. / Под ред. В.А.Тишкова. М., 1997.- 116 с.

 2.    Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России. М., 2004. — с. 6.


ВОПРОСЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
(Сборник научных трудов). Академия наук Республики Саха (Якутия), Институт региональной экономики. Якутск, 2004
Издательство: Издательство Сибирского отделения РАН (Новосибирск)

Статьи Пахомова А.А. на сайте:

Семейная экономика в Республике Саха (Якутия): теория и практика

От adminNB

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *