На сайте Министерства сельского хозяйства РС (Я) вышла информация по итогам «Правительственного часа»

на сессии Госсобрания Ил Тумэн рассмотрели ход реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства» в части внедрения новых механизмов поддержки животноводства».

По информации министра сельского хозяйства РС(Я) Александра Атласова, на 2021 год в госпрограмме развития сельского хозяйства по переданным полномочиям предусмотрено 5 млрд. 741 млн. рублей, или более 54 процентов от объема ресурсного обеспечения госпрограммы по линии Минсельхоза.

С учетом мер поддержки на развитие кормопроизводства, устойчивой зимовки скота на муниципальном уровне аккумулированы более 57% бюджетных средств, направленных на развитие сельского хозяйства республики.

«Как известно, в прошлом году принята новая редакция Порядка предоставления субвенций на осуществление органами местного самоуправления отдельных госполномочий по поддержке сельхозпроизводства. Изменения ориентированы на стимулирование товарного производства молока, мяса, картофеля, овощей, зерна, а также предоставление господдержки на маточное поголовье крупного рогатого скота, увеличение ставки субсидии на молоко. При этом реализация мер по стимулированию товарного производства мяса, зерна, картофеля и овощей открытого грунта с учетом ограниченности бюджетных средств перенесена на 2022 год. Муниципальным районам предоставлено право самостоятельно устанавливать ставки субсидии в пределах доведенных средств» — отметил министр.

Напомним, для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с 2021 года предусмотрена субсидия по ставке 35 тыс. рублей на 1 голову коровы с условием сохранения поголовья коров на конец года. Субсидия предоставляется на поголовье коров, имеющихся по состоянию на 1 января текущего года с корректировкой по данным похозяйственной книги на 1 июля текущего года. Отметим, что порядком ведения похозяйственных книг, утвержденным приказом Минсельхоза России №345 предусмотрено ежегодное обновление сведений о наличии коров в ЛПХ по состоянию на 1 июля.

Также в этом году с 1 по 30 августа по всей стране проведена сельскохозяйственная микроперепись с охватом 30 процентов респондентов. По данным службы Госстатистики оперативные итоги переписи будут опубликованы к концу года, окончательные – к концу 2022 года.

Кроме того, Департаментом ветеринарии в первой половине года прочипировано 171 тыс. голов КРС, созданы цифровые профили в системе учета Регагро более 168 тыс. голов КРС.

Вся эта работа, прежде всего, направлена во избежание двойного учета поголовья коров ЛПХ.

Так, на 2021 год в госбюджете РС(Я) предусмотрено 1 млрд 253 млн. рублей с охватом более 35 тысяч коров ЛПХ. По итогам инвентаризации дополнительно предусмотрено 25 млн 585 тысяч рублей на 731 голову. На 1 октября данной господдержкой воспользовались 8 614 селян, ведущих личное подсобное хозяйство.

Кроме того, по итогам девяти месяцев, по данным Саха(Якутия)Стат, поголовье коров увеличилось на 7 302 головы, в том числе в хозяйствах населения на 3 224 головы. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличение составило 4,5%, в том числе в хозяйствах населения на 6,3%.

Также необходимо отметить, что за данными ЛПХ сохранена возможность сдавать излишки молока по цене заготовителя, но не менее 10 рублей за килограмм.

Также с этого года пересмотрен механизма предоставления субсидии на закуп сырого молока. Так, ставка увеличилась от 35 до 50 рублей на килограмм молока базисной жирности, с учетом этого заготовительная цена составила не менее 60 рублей за килограмм (за счет собственных средств заготовителя). Также определены категории получателей средств. Это — заготовительные организации и непосредственно организованные формы хозяйствования.

Выбор категории получателей средств определяется муниципальным районом самостоятельно. При этом закуп сырья может быть осуществлен у тех ЛПХ, которые являются членами потребительских кооперативов и состоящие с ним в договорных отношениях по обслуживанию поголовья. При этом СПоК должен иметь в собственности или аренде скотопомещение ёмкостью не менее 50 голов КРС. Данные условия исключают создание так называемых «бумажных» кооперативов.

Следует подчеркнуть, что любое ЛПХ может расширить свою деятельность и перейти в категорию КФХ и претендовать на данную субсидию. Результатом предоставления субсидии является достижение плановых показателей, установленных соглашением.

На 2021 год объем заготовки молока составил 57 тысяч тонн, уточненный объем господдержки составил 2 млрд 856 млн. рублей. Органами местного самоуправления на 01 ноября полностью освоены доведенные средства в объеме 2 млрд 816 млн рублей.

Стоит отметить, что за прошлый год наблюдается постепенное восстановление уровня производства молока после сложной зимовки 2018 года, так в 2020 году надоено на 1 тыс. тонн больше молока в динамике с прошлым годом. На сегодня в республике заготовлено более 54 тыс тонн сырого молока. Годовой план выполнен на 95,6%.

Кроме того заготовителями за счет собственных средств от личных подсобных хозяйств и потребкооперативов принято 1 615 тонн сырого молока. Тем самым есть существенный интерес и у населения и организованных форм в увеличении производства объемов молока.

Необходимо отметить, что в период с 2018 по 2020 годы удельный вес сдачи молока личными подсобными хозяйствами увеличился с 5% до 11%, а в общей структуре объема производства продукции сельского хозяйства республики ЛПХ занимают в среднем  46,4%.

Тем самым в республике сохраняется преобладание мелкотоварного производства.

В целях реализации Закона о переданных полномочиях и Послания Главы Республики Государственному Собранию (Ил Тумэн) от 24 декабря 2020 года Министерством разработан проект постановления Правительства Республики об утверждении нормативов формирования субвенций и внесения изменений в действующий Порядок.

Так, проектом решения предусмотрено увеличение нормативов формирования субвенций по двум направлениям: по поддержке скотоводства в арктических и промышленных районах от 35 тыс. руб до 45 тыс. руб. и по поддержке табунного коневодства от 1,5 тыс руб до 3 тыс рублей. По картофелю и овощам норматив сохранен на прежнем уровне.

Кроме того, данный проект, как в начале было оговорено, предусматривает новые меры господдержки, реализуемые с 2022 года: а точнее субсидии на заготовку мяса, овощей и картофеля.

Внедрение данного механизма господдержки, прежде всего, позволит достичь приоритетную цель стратегии развития сельского хозяйства, установленную 232-ым Указом Главы – а именно достижения к 2024 году уровня обеспеченности по мясу до 30 процентов, по картофелю до 66 процентов и овощам до 51 процента.

Так, предлагается установление следующих нормативов:

  • по заготовке мяса КРС 70 рублей за килограмм реализованного мяса;
  • по заготовке мяса лошадей в размере 60 рублей за килограмм;
  • по заготовке зерна 7 рублей на килограмм заготавливаемого зерна;
  • по заготовке картофеля и овощей 10 рублей за килограмм.

Механизм заготовки предлагаем выстроить аналогично заготовки молока, то есть следующим образом:

— объемы субвенций доводятся до органов местного самоуправления;

— муниципалитеты на местах определяют заготовителя продукции и на основании соглашения устанавливают им плановые показатели;

— далее заготовитель осуществляет закуп продукции у сельхозтоваропроизводителей с учетом минимальной закупочной цены, устанавливаемый Минсельхозом.

Планируемый объем потребности с учетом проектных нормативов заготовки составит 214 млн рублей. С учетом вышеизложенного остро стоит вопрос о пересмотре параметров госбюджета РС(Я).

На 2022 год не обеспечена потребность в бюджетных ассигнованиях по переданным полномочиям всего на 651 млн 876 тысяч рублей, в том числе:

Во-первых, с учетом перерасчета нормативов, обусловленных увеличением уровня МРОТ, удорожанием цен и инфляцией по следующим направлениям:

— по табунному коневодству при увеличении норматива до 3 тыс рублей на 1 голову, дополнительная потребность составляет 98 млн 931 тысяча рублей.

— по скотоводству в организованных формах в первой группе районов (Арктические+Нерюнгри, Алдан, Жатай) при увеличении норматива от 35 до 45 тыс руб на голову, дополнительная потребность составляет 4 млн 310 тысяч рублей.

— на поддержку оленеводства дополнительная потребность составляет 90 млн рублей.

Во-вторых, по заготовительной части:

— на заготовку 62 тысяч тонн сырого молока дополнительная потребность составляет 237 тысяч рублей.

— полностью не обеспечены средства на внедрение второго этапа новых механизмов. Потребность по заготовке мяса, зерна, картофеля и овощей составляет 214 млн рублей.

Тем самым, при действующих параметрах госбюджета есть риск передачи необеспеченных отдельных госполномочий, что, как известно, противоречит статье 8 Закона Республики «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными госполномочиями».

Также не стоит забывать об обеспечении рентабельного производства сельскохозяйственных организаций.

В соответствии с отчетом о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей АПК за 2019 год, представленным в Минсельхоз России, уровень рентабельности сельхозорганизаций Якутии с учетом субсидии составил плюс 4,7%, без учета субсидий – минус 38,3%. 2020 год с прибылью завершили 116 сельхоз организаций и 36 с убытком.

Аналогичные показатели по Дальневосточному федеральному округу составляют плюс 5,9% и минус 17,7%, по Российской Федерации в среднем – плюс 13,3% и плюс 8,0%. При этом, несмотря на положительную рентабельность сельхоз организаций, на федеральном уровне производится существенное субсидирование отрасли стимулирующий рост сельскохозяйственного производства.

Пресс-служба МСХ

от adminNB

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.