Фото с сайта Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия)
Нас всех волнуют вопросы сельского хозяйства, продовольственной безопасности… Вашему вниманию статья Алена Белая на сайте Форбс.ру и информация Пресс-службы Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) с сайта МСХиПП РС (Я).
***
Фото Доната Сорокина / ТАСС
Бюджет не резиновый: как российские аграрии будут жить без льготных кредитов
Финансирование госпрограммы развития российского агропрома уже в следующем году сократится в 1,6 раза, причем это коснется и одной из самых болезненных для фермеров сфер — объемов льготного кредитования. Как будет жить отрасль без привычной господдержки, разбирался Forbes
Финансирование госпрограммы развития сельского хозяйства России в 2025 году запланировано в объеме 266,889 млрд рублей, следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета, что, согласно сводной бюджетной росписи на 1 сентября, в 1,6 раз меньше, чем в текущем году (420 млрд рублей). Для сравнения, в 2023 году программа предусматривала выделение 442,5 млрд рублей, в 2026 году на нее запланировано 273,8 млрд рублей, в 2027 году — 276,967 млрд рублей.
Проект федерального бюджета на 2025-2027 годы дефицитен, и сокращение финансирования аграрной госпрограммы выглядит вполне логичным, так как надо контролировать вышеуказанный дефицит, говорит директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Роман Андреев.
Всего Минсельхозу России на реализацию мероприятий четырех госпрограмм – развития сельского хозяйства (ГП АПК), комплексного развития сельских территорий, эффективного
вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, развитие рыбохозяйственного комплекса выделено 515,8 млрд рублей на 2025 год, в том числе на ГП АПК — 266,9
млрд рублей, сообщили Forbes в ведомстве.
«А основные изменения в финансировании Госпрограммы развития сельского хозяйства связаны с введением нового национального проекта технологического суверенитета продовольственной безопасности «Технологическое обеспечение продовольственной
безопасности», — отметили в Минсельхозе России.
Хватает ли господдержки аграрному сектору и что случилось с госпрограммой развития сельского хозяйства, Forbes обсудил с экспертами и представителями отрасли.
Сокращение инвестиций
Основная часть средств, выделенных на госпрограмму развития АПК в 2025 году, придется на проект «Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК», включающий в том числе возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, возмещение части прямых затрат, поддержку инвестиционного льготного кредитования. В 2025 году на него выделено 101,1 млрд из 266,9 млрд рублей, однако и это значительно меньше, чем было заложено на 2024-й (227,6 млрд рублей). В 2026-м на этот проект в бюджете заложено 117 млрд рублей, в 2027-м — 114 млрд рублей.
«Наибольшее беспокойство вызывает именно сокращение поддержки инвестиционной деятельности, — говорит независимый эксперт зернового рынка Александр Корбут. — Физический объем инвестиций в основной капитал сельхозорганизаций, по данным Росстата, снижается, и тенденция видна с 2021 года. По сути, чем меньше внимание уделяют стимулированию инвестиционной деятельности, тем меньших вложений от бизнеса можно ожидать в дальнейшем. То есть строить новые производства и модернизировать существующие мотивации у частных инвесторов будет все меньше и меньше, что отрицательно будет сказываться на общем производстве агропродукции всех видов».
Важной тенденцией также становится сокращение средств на льготное кредитование, субсидирование ранее взятых займов, продолжает Корбут. На льготное кредитование в 2025 году планируется направить 94 млрд рублей (для сравнения: в 2024 — 219 млрд рублей), в 2026 году — 112,8 млрд рублей, в 2027-м — 110,6 млрд рублей.
«Инвестиции в отрасль стали экономически невозможными, — сетует глава ООО «КФХ Возрождение» Вадим Мартынов. — Мы стараемся закрыть ранее взятые кредиты, хотя банк в одностороннем порядке может пересчитать ставку, новые коммерческие кредиты минимум под 21,5% годовых, бизнесу они недоступны». По его словам, дальнейшее сокращение средств на льготные кредиты предрешит судьбу агросектора в России. «Вместо развития мы получим банкротящиеся хозяйства и снижение производственных показателей», — прогнозирует Мартынов.
«Мы постоянно пользуемся льготными кредитами, и мы за расширение, а не сокращение этого инструмента поддержки, он крайне важен для аграриев», — добавляет главный агроном КФХ Коробка Г.Н. (Краснодарский край) Евгений Ильенко.
«Наибольшие проблемы сейчас в растениеводстве (выращивании однолетних культур, в частности) и молочной отрасли, — говорит аналитик Института комплексных стратегических исследований Надежда Каныгина. — Низкая рентабельность также способствует сокращению числа аграриев, желающих заниматься этими видами деятельности». Учитывая текущую обстановку с урожайностью и доходностью, далеко не все аграрии смогут расплатиться по ранее взятым кредитам и получить средства на посевную, предупреждает вице-президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Ольга Башмачникова.
«Отмечу, что если ранее доля льготных кредитов, предназначенных именно для малых форм хозяйствования была защищенной, составляла порядка 20% и ее нельзя было распределить, то теперь, согласно новым, вступившим в силу в сентябре правилам, доля льготных кредитов для МФХ рассчитывается в соответствии с объемом производства данного сектора в каждом регионе плюс 1%, однако без заявок на кредиты средства могут быть перераспределены на крупный бизнес», — добавляет она.
«Будущие выдачи будут зависеть не только от объема ранее выданных кредитов, по которым сохраняются обязательства по субсидированию, но и от уровня ключевой ставки, — резюмирует главный экономист Института экономики роста им. П. А. Столыпина Борис Копейкин. — В зависимости от ее динамики нельзя исключить и пересмотра самого объема расходов в течение года. Но в любом случае это очень заметное сокращение».
Малые формы хозяйствования
Субсидии на поддержку приоритетных направлений АПК и развитие малых форм хозяйствования в 2025 году сохранят на уровне 2024-го (49,4 млрд рублей), в 2026 и 2027 годах дадут немного меньше — по 48,9 млрд рублей. На создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в 2025 году запланировано 7 млрд рублей (в 2024-м — 8 млрд). «Вопреки ожиданиям и потребностям аграриев, у которых в последние годы ощутимо снизилась рентабельность, больше поддержки им не предложили», — констатирует независимый эксперт Корбут.
«Многие сельхозпроизводители выстраивают экономические модели с учетом указанных мер поддержки и планируют деятельность, рассчитывая на них, — добавляет исполнительный директор Ассоциации «Народный фермер» Станислав Санкеев. — Фокус внимания в плане поддержки и так всегда был на крупных компаниях — они чаще подходят под требования программ господдержки, их проще контролировать, оценивать эффективность вложений, а рисков, даже для банков в плане возврата кредитов, меньше. Но рост многих отраслей обеспечивается в том числе, а где-то и в большей степени, малыми формами, обращает внимание Корбут. Крупный бизнес в условиях низкой маржинальности может перенаправить инвестиции в другие отрасли, фермеры же до последнего «сражаются» за свое дело и продолжают трудиться, даже терпя убытки, говорит Башмачникова из АККОР. Однако в ситуации отрицательной доходности долго существовать невозможно, а уход фермеров означает смерть сел, из которых, оставшись без работы, уезжают жители.
«Например, 60% производства ржи лежит как раз на фермерах, — поясняет Корбут. — Они более мобильны, быстрее реагируют на конъюнктуру рынка — посчитав выращивание ржи невыгодным для себя, фермеры сократили площади под нее, что и привело к прогнозируемому исторически минимальному урожаю в 2024 году».
«Плюс у нас нет никаких инструментов поддержки для тех, кто оказался в сложной экономической ситуации, — добавляет Башмачникова. — Увы, агрострахование не так распространено, чтобы через него решать все вопросы с погодными и иными рисками, и каждый год в различных регионах появляется большое количество фермеров, находящихся на грани разорения, но не имеющих формальной возможности получить помощь от государства».
В рамках работы в области мониторинга продовольственной безопасности Институт прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС опрашивал экспертов на тему актуальных рисков в АПК, говорит д. э. н., директор Центра агропродовольственной политики ИПЭИ Президентской Академии Наталья Шагайда. По ее словам, среди основных рисков респонденты отметили смещение покупательского спроса на более дешевые продукты в категории и чрезмерную концентрацию производства в рамках ограниченного круга сельхозорганизаций.
«Но пока поддержка фермеров остается на таком уровне, ожидать от них роста производственных показателей не приходится», — подытоживает Корбут.
Другие программы
Госфинансирование агросектора сокращается в части прямых субсидий, но собеседники Forbes обращают внимание на другие программы, которые, хоть и не подразумевают прямой финансовой поддержки аграриев, но все равно работают на развитие сельхозрынка.
«С точки зрения поддержки АПК проект бюджета вызывает двоякое впечатление, — говорит Копейкин. — С одной стороны, сильно беспокоиться о судьбе АПК пока не стоит, раз сильного снижения всего финансирования, выделяемого на сельское хозяйство, пока не произойдет. Просто не все средства напрямую заложены именно в госпрограмму развития сельского хозяйства, которая действительно усохла в 1,6 раза. Но, например, работа с сельскими территориями, мелиорацией земель, а теперь и развитием БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) — отдельные программы».
Важное новое направление расходов, по словам Копейкина, — нацпроект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности». На такие ниши, как ветеринарные препараты, производство ферментов и добавок, селекция и генетика, а также подготовка кадров, ассигнования вырастут с 14 млрд рублей в 2025 году до более чем 23 млрд рублей в 2027-м. «Здесь очевидна концентрация ресурсов на вопросах повышения технологической эффективности и снижения зависимости от импорта, которая по некоторым направлениям остается высокой», — полагает Копейкин.
Он также перечисляет статьи, по которым расходы бюджета вырастут, среди которых развитие сельхозмашиностроения (49-48 млрд рублей в 2024-2025 годах до более чем 70 млрд в 2027-м), техническая модернизация АПК (82,8 млрд рублей в 2024, 94,3 млрд рублей в 2025) и ряд других.
#сельское хозяйство #кредит #АПК #господдержка
***
Объем финансирования сельского хозяйства Якутии не будет снижен в 2025 году
Текущий объем финансирования сферы сельского хозяйства Якутии будет сохранен в 2025 году. Об этом сообщил во вторник, 22 октября, министр сельского хозяйства и продовольственной политики региона Артем Александров по итогам пленарного заседания Госсобрания (Ил Тумэн), в ходе которого был рассмотрен проект закона о госбюджете на 2025 год.
«В первом чтении на поддержку нашей отрасли на 2025 год в госбюджете пока заложено порядка 8 млрд рублей. Но мы более чем уверены, что текущий объем финансирования сферы сельского хозяйства на уровне 15,7 млрд рублей будет сохранен. Глава республики Айсен Николаев и народные депутаты Якутии поддерживают этот вопрос. В рамках второго чтения данные параметры останутся», – отметил Артем Александров.
Министр подчеркнул, что курс развития аграрной отрасли до 2030 года определен новым стратегическим указом Главы Якутии Айсена Николаева. Он добавил, что сохранение объема финансирования будет ощутимой поддержкой для достижения поставленных целей и задач.
В ходе пленарного заседания Госсобрания (Ил Тумэн) законопроект о государственном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов принят в первом чтении. Документ разработан в соответствии с требованиями федерального и республиканского законодательства и нацелен на сбалансированное распределение финансовых ресурсов.
Согласно законопроекту, доходы бюджета на 2025 год составят 291,3 миллиарда рублей, в 2026 году — 312 миллиардов рублей, а в 2027 году — 307,8 миллиарда рублей. Расходы запланированы на уровне 294 миллиардов рублей в 2025 году, 314,4 миллиарда в 2026 году и 310,2 миллиарда в 2027 году.
Основная задача трехлетнего бюджета республики остается неизменной – обеспечить достижение национальных целей и реализацию стратегических задач развития, сформулированных Президентом страны Владимиром Путиным и Главой Якутии Айсеном Николаевым, исполнение социальных обязательств перед гражданами.
Пресс-служба Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия)
***
Получается, что впереди у аграриев тяжелые времена, упадет объем льготного кредитования и объемы финансирования в Республике Саха останутся на уровне этого года…
А «Саханефтегазсбыт» уже повысил цены на ГСМ…