Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 20210224_151534.jpg
На фото слева направо — Сергей Попов, Иван Горохов и Иннокентий Аммосов.

24 февраля 2021 года состоялись общественные обсуждения статьи Первого Президента РС (Я), Государственного советника РС (Я) М.Е.Николаева «О пространственном развитии и территориальном управлении в контексте народосбережения в Республике Саха», организованные Высшим Советом старейшин (Ытык Субэ) и Общественной Палатой Республики Саха (Якутия).

С основным докладом выступил член Высшего Совета старейшин (Ытык Субэ) РС (Я) Иннокентий Аммосов. Вашему вниманию текст доклада, видео выступления И.Аммосова и ссылка на онлайн-трансляцию общественного обсуждения.

Добрый день, уважаемые члены Общественной палаты и члены Совета старейшин Республики Саха (Якутия),

Добрый день, уважаемый Михаил Ефимович!

Сегодня мы здесь собрались для общего обсуждения аналитической статьи нашего первого Президента Республики Саха (Якутия) о пространственном развитии и территориальном управлении в контексте народосбережения в Республике Саха (Якутия). Статья основана на Концепции пространственного развития страны, реализации национальных проектов, программ развития сельских территорий и дополняет идеей и мыслями общественного развития, направленной на достижение трех основных для республики целевых задач как:

  • Демография;
  • Экономический прорыв;
  • Консолидация общества.

Обозначен важнейший приоритет для граждан нашей республики в реализации прав на новое развитие. Как мы все понимаем, у каждого жителя, нашего народа основной задачей всегда были жить лучше, более комфортно, чтобы каждый человек использовал свои возможности и способности. 

Люди, живущие и работающие на селе, независимо от их территориального расположения, в том числе в труднодоступных населенных пунктах должны иметь реальные гарантии на качественное медицинское обслуживание и на доступное и качественное образование своих детей по современным стандартам.

Для общего обсуждения приведу несколько цифр об итогах прошедшего года. В 2020 году на развитие сельского хозяйства из государственного бюджета республики направлено около 10 млрд рублей. Бюджетам муниципальных образований на поддержку сельскохозяйственного производства предусмотрены субвенции чуть более 4 млрд рублей, из них 65% на поддержку производства и переработки продукции скотоводства, 18% на поддержку северного оленеводства; 11% на поддержку сельскохозяйственного производства; по 2% на поддержку скотоводства и табунного коневодства; а на поддержку свиноводческих хозяйств, на производство картофеля и овощей всего по 1% (проценту).

По итогам 2020 года уровень самообеспеченности населения республики мясом оценивается в 27%, молоком — 57%, яйцами – 59%, картофелем – 63%, овощами – 37%. 

Объем производства продукции сельского хозяйства оценивается около 27 млрд. рублей.

Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий составляет 182,9 тыс. голов, в том числе коров – 71,6 тыс. голов, поголовье лошадей — 181,0 тыс. голов, оленей – 156,2 тыс.голов, свиней – 20,4 тыс.голов, птиц – 845,2 тыс.голов.

По сравнению с 2000 (двух тычячным) годом поголовье всех видов живности идет на спад, тем самым сокращается производство продуктов сельского хозяйства, кроме птиц.

 Согласно полномочий местных самоуправлений ответственность за увеличение и сохранение поголовья животноводства возлагается на Глав улусов и поселений. В советское время этот вопрос остро ставился перед районами  Министерством сельского хозяйства под контролем областного комитета КомПартии. Иногда за неисполнение гоударственных планов по сельскому хозяйству принимались самые строгие меры наказания, вплоть до исключения от занимаемой должности высшего руководства района.

В данное время критерии оценки деятельности глав улусов и поселений оцениваются самим населением, снижается интерес к развитию производства сельского хозяйства.

Предложения, внесенные Михаил Ефимовичем, призывают организовать новый формат местного самоуправления для создания комфортного условия проживания жителей села.   

Так, одним из направлений отмечается финансовая поддержка строительства индивидуального, усадебного типа жилья со стороны республики, институтов развития и бизнеса. Каждая семья должна иметь доступ к финансовым институтам в виде долгосрочного кредитования и заемным средствам на срок от 10 до 25 лет, полученных под минимальный процент.

На сегодня для поддержки сельских жителей, молодых семей принято ряд решений на уровне страны и региона, сокращен размер процента при получении ипотечного кредита, но в то же время в реалии вопрос полностью не решен и имеются ряд проблем:

К примеру, из-за значительного размера первоначального взноса не все семьи могут претендовать на получение ипотечного кредита. Необходимо, при получении кредита на индивидуальное жилищное строительство понизить требования к первоначальному взносу, кредиты выдавать под залог принадлежащего гражданину земельного участка и самого дома;

Во-вторых: Большинство труженников сельского хозяйства не могут получить ипотечный кредит по сниженным ставкам, т.к их фактический доход не отвечает необходимому минимальному доходу по требованию банков. В целях поддержки работников сельского хозяйства в рамках программы комплексного развития сельских территорий необходимо предусмотреть финансовые средства на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов АПК.

В-третьих: по программе «Обеспечение жильем молодых семей» согласно Порядку распределения субсидий из местного бюджета требуется софинансирование в размере не менее 500 тыс. рублей на 1 семью, что сильно сказывается на бюджете. Исходя из формулы софинансирования сумма местного бюджета является основной суммой, в расчет берется количество поданных заявок и лимит софинансирования, в результате семья получает не более 200 тыс рублей. На практике по факту молодая семья получает не более 600 тыс рублей, то есть цель программы не достигается. В связи с этим предлагается пересмотреть Порядок распределения субсидий в части изменения формулы софинансирования из государственного бюджета республики в соотношении 50% на 50%.

В-четвертых: по программе «Сельская  ипотека». За 2020 год на получение ипотечного займа в Россельхозбанке подано более 1700 заявок, из них выдан всего 201 кредит (или 11,7%) и одобрено 107 заявок. На примере Хангаласского улуса: основной банк — Россельхозбанк по результатам рассмотрения заявок за 2020 год, 50% обратившихся загрузил бумажной волокитой, каждый раз требуя новые документы, в результате люди сами отказались от предоставления данных услуг, остальные 50% обратившихся, у которых удовлетворены заявки в итоге получили отказ от аккредитованных организаций по причине того, что деньги не выдают. В итоге за 2020 год, ни один житель села Хангаласского улуса не смог воспользоваться сельской ипотекой. Кроме этого, в документах имеются определенные требования, например у объекта должен быть ленточный фундамент. И к примеру, молодая семья, которая воспользовавшись программой построив коробку дома не может воспользоваться сельской ипотекой, либо на переделку и внутренние работы требуется свыше 3,5 млн рублей.

Следующей идеей является развитие масштабного усадебного строительства, которое приведет к массовому увеличению сельского  предпринимательства, особенно к перспективному его сегменту – сельскому промышленному бизнесу как производство строительных материалов, товаров и услуг; производству и переработке продуктов питания.

Считаю, что Министерство сельского хозяйства РС(Я) совместно с главами муниципальных улусов должны поставить данный вопрос как приоритетный, и в первую очередь для отдаленных населенных пунктов.

В отсутствие делового леса большинство наслегам необходимо изучить и с учетом природно-климатических условий нашей республики рассмотреть возможность внести в практику строительство жилья путем быстровозводимой конструкции, а также путем развития производства шлакоблоков и кирпичей. В муниципальных образованиях  Намском и Чурапчинском и в других районах имеются строительные материалы на производство сырого кирпича. Для поддержки предпринимательской инициативы на уровне Правительства Республики Саха (Якутия) должны быть приняты решения о предоставлении различных мер государственной поддержки.

Далее, для формирования нового образа республики важное значение заслуживают проекты экономического развития каждой территории, определяются приоритетные направления использования природного потенциала.

В улусах имеются заброшенные пашни несолькими тыс гектаров, которые не подлежат к восстановлению. Предлагаю эти пашни документально оформить с последующим использованием в виде сенокосных угодий и пастбищ. В том числе за счет внедрения информационной системы «Единое окно», где введены данные по 615 населенным пунктам, входящим в состав сельских территорий и сельских агломераций. «Единое окно» позволяет анализировать сельские территории по 1367 показателям, характеризующим социально-экономическое состояние, и принять управленческие решения по их комплексному развитию.

В целях освоения отдаленных земельных участков необходимо возродить сельскохозяйственное  производство путем организации вахтового метода работы по разведению товарного скота и табунного коневодства.

Следующим направлением является инфраструктурное и социальное обустройство усадебного строительства, которое потребует четкой организации на местах и немалых финансовых затрат.

Несмотря на проводимую Правительством Республики работу по развитию газификации и подключения частных секторов к центральному отоплению, к сожалению остается значительная часть населенных пунктов, не имеющих данную услугу.

Но стоит отметить, что за последние 10 лет в републике проведена колоссальная работа по газификации сел, районных центров и подключение к центральному отоплению Мегино-Кангаласском, Чурапчинском, Горном, Хангаласском, Намском, Вилюйских групп районов.

Вопрос газификации и подключения к центральному отоплению частных секторов на сегодня так же остается самым важным и приоритетным направлением в перспективе развития села и позволит повысить качество жизни людей.

В центральных группах улусов за последние 20 лет проведена большая работа по строительству автомобильной дороги, в сторону Вилюй и Колыма. Однако проблемными остаются состояние межпоселенческих дорог. Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях позволит поднять качество уровня жизни населения.

Дорога будет – развитие пойдет на селах!

Для реализации предложений, высказанных первым президентом нашей республики, о развитии сел и его проблем необходимо организовать сельские сходы, проявлять активность для принятия конкретных мер. Главным пиоритетом должно быть увеличение численности сельских поселений путем привлечения молодых кадров, рождаемости детей, эти направления на постоянной основе должны быть под контролем главы наслега и наслежных депутатов.

Проводимая в республике оптимизация бюджетных расходов приводит к оттоку постоянного населения в более крупные населенные пункты или в городскую местность, особенно молодых людей. Следовательно такое сокращение  приведет к закрытию малочисленных школ, детских садов, уеличению безработицы, а далее со временем приведет к потере статуса наслегов. Соответственно уменьшается производство сельскохозяйственных продуктов.

Можно перечислить наслега в несколько десятков, где численность детей в школах составляет не более 60-70 детей. Таких наслегов в республике более двухсот (200).

При таких обстоятельствах предлагается рассмотреть возможность:

Во-первых, развития приемных семей с предоставлением всех мер социальной поддержки, в том числе обеспечением благоустроенного жилья.

Во–вторых привлечение молодых семей с предоставлением земельных участков для развития собственного производства и фермерского хозяйства;

За последние два года количество квоты по строительству жилья резко сокращены из за сокращения федерального бюджета.

В адрес Общественной палаты поступают инициативы, предложения от глав улусов для дальнейшего обсуждения и включения в итоговый документ, из них кроме вопросов, отмеченных по ипотечному кредитованию, хочу отметить следующие предложения: 

  1. Небходимо повышение финансовой грамотности людей, которые занимаются сельскохозяйственным предпринимательством. Внедрить программу поддержки начинающих кооперативов, так как поддержка нужна именно в самом начале пути.
  2. На сегодня пашни и сенокосные угодья, предназначенные для производства сельхозпродукции находятся в аренде у граждан, не имеющих крупного рогатого скота и лошадей. За неиспользование земель сельскохозяйтвенного назначения в соответствии с их целевым назначением для изъятия земель установлен 3 года. В связи с нехваткой сельскохозяйственных земельных угодий для введения хозяйства на уровне «Ил Тумэн» Республики Саха (Якутия) предлагается рассмотреть вопрос внесения изменений в законодательство о землях сельскохозяйственного назначения в части сокращения срока до 2 лет.
  3. По программе «Дальневосточный гектар». Через сайт надальнийвосток.рф не видны ранее учтенные земельные участки, что побуждает наложение друг на друга, и приводит к серъезной проблеме при оформлении имущественной сделки. Соотвественно, возникает огромная проблема для наслегов республики. Под защитой программы только земельные участки в районе ИЖС, остальные поля, озера, леса, сайылыки, пашни и многое другое в собственности муниципального района, республики и Российской Федерации, что позволяет распоряжаться землями, которыми пользуются местные жители без их ведома и уведомления. Отсюда вопрос: как быть жителям, которые живут в селах, ведь их жизнедеятельность не заканчивается территорией их забора?

Поддержка семейной экономики

Распространение новой коронавирусной инфекции нанесло спад экономике каждой семьи. В целях содействия обеспечению продовольственной безопасности населения начата реализация пилотных проектов по развитию семейной экономики. Многие семьи в течение летнего периода 2020 года принимали участие в реализации данной программы.

На примере Чурапчинского улуса, пилотный проект «Сиди дома-занимайся  семейной экономикой» реализован по 9 направлениям, в том числе предоставление земельных участков, закупку теплиц, рассад, сбор ягод и лекарственных трав и приобретение скороспелых животных. Инициатором проекта является Глава улуса. На пришкольном участке Чурапчинской средней школы жители многоквартирных домов на выделенных участках и теплицах вырастили овощи на сумму выше 2 млн. рублей. На предоставленных семьям земельных участках под картофелеводство в селе Мындагаи сбор урожая картофеля составил 24,0 тонны при покупке семенного картофеля в объеме 5 тонн. Доход от производства мяса свинины и птицы составил 23,9 млн рублей. В результате реализации пилотного проекта общий доход составил 33,2 млн рублей, превысив финансовое обеспечение реализации проекта в 2 раза, который оставлял 15,7 млн рублей, в том числе 12,1 млн рублей были предусмотрены за счет средств населения, 3,5 млн рублей за счет средств бюджета района.

Аналогичный проект «Поддержка семейной экономики на 2020 год» реализован в Намском улусе по четырем направлениям с общим объемом финансирования в размере 15,9 млн рублей, в том числе за счет бюджета района 4,3 млн, за счет бюджета поселений 5,7 млн рублей, за счет средств населения 6,0 млн рублей. По итогам реализации проекта программа также показала свою эффективность и участники-наслега поддержали инициативу продолжить реализацию проекта в последующие годы с расширением направлений.

В 2021 году Намский улус планирует реализовать приоритетные проекты по 6 направлениям, в том числе включив такие новые направления как создание культурно-исторического туристического направления «Намские просторы», производство швейных изделий, кластер аквакультур, создание единой цифровой экосистемы ИТ (айти) –Долина Энсиэли.

Член Высшего Совета старейшин (Ытык Субэ) РС (Я) Иннокентий Аммосов.

Полное видео онлайн-трансляции общественного обсуждения:

Мои посты об общественном обсуждении:

Усадебное хозяйство в Якутии!

Выступление М.Е.Николаева на Круглом Столе Ил Тумэн РС (Я) по вопросам местного самоуправления

Мои вопросы на пресс-конференции спикера Ил Тумэн РС (Я) Петра Гоголева

Национальная идея народосбережения — основа обращения Первого Президента РС(Я) М.Е.Николаева в марте 2020 года

Проект «Сайдыы» (Развитие) и новый сайт об усадебном хозяйстве Якутии

Национальная идея народосбережения Республики Саха (Якутия)

Моя страница в Дневниках якт ру.: http://nikbara.ykt.ru/ 

Мой сайт: https://nikbara.ru/

Мой канал в «Яндекс Дзен» — NikBara

Просьба подписаться на мой канал «Николай Барамыгин» на Ютуб!

https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин

И на мои аккаунты в социальных сетях!

Я в Инстаграме @nb2015p

Персональная страница в «Фейсбуке»: https://www.facebook.com/nikbaramygin/

«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте» https://vk.com/nbaramygin

 «Твиттер» https://twitter.com/NBaramygin

Пост находится по адресу: https://nikbara.ru/2021/02/25/doklad-chlena-vysshego-soveta-starejshin-ytyk-subje-respubliki-saha-innokentija-ammosova/

От adminNB

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *