Не успев наработать антитела к пандемии, мировая экономика сталкивается с новыми шоком — резким рост цен на еду.
После короткой летней передышки цены на базовые продовольственные товары снова устремились вверх на фоне ухудшения прогнозов по урожаю и энергетического кризиса, который сулит фермерам рост затрат и дефицит кормов и удобрений.
Индекс цен продуктов питания от ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН) в сентябре вновь вырос второй месяц подряд и достиг рекордных значений за последние 10 лет.
Индикатор, отслеживающий 95 важнейших продовольственных товаров, прибавил 1,2% за месяц и 32,8% в годовом выражении.
И если номинальный рост цен стал рекордным с «Арабской весны» 2010-11 гг, то в реальном выражении — с поправкой на общую инфляцию — еда дорожает в мире со скоростью, которой не было почти полвека, отмечает старший научный сотрудник University of Warwick Алистер Смит.
Рост реального индекса продовольственных цен ФАО превысил 20%, что за все время доступной статистики происходило лишь однажды — в 1973-74 гг на фоне нефтяного кризиса, когда ближневосточные страны ввели эмбарго на поставки Западу в ответ на арабо-израильский конфликт.
«Если учитывать реальные цены, то купить еду на мировом рынке сейчас труднее, чем практически в любой год с 1961-го, когда ООН начала вести статистику», — отмечает Смит.
В сентябре, по данным ФАО, еще на 2% подорожали зерновые: пшеница прибавила в цене 4% за месяц и 41% в годовом выражении на фоне резкого ухудшения прогнозов по урожаю в США, Канаде и России. Мировые запасы зерна продолжают снижаться и к концу года составят 28,4% от объема потребления против 29,2% в 2020-м.
Индекс цен на растительные масла вырос на 1,7% за сентябрь и 60% год к году. Мировые котировки масел держатся на максимумах за 10 лет «из-за высокого спроса и опасений в связи с нехваткой трудовых мигрантов, играющих важную роль в производстве пальмового масла в Малайзии», отмечет ФАО.
Молочная продукция подорожала на 1,5% за месяц, сахар — на 0,5% в сентябре и 53,5% год к году. Этому «способствовали неблагоприятные погодные условия и рост цен на этанол в Бразилии — крупнейшем в мире экспортере сахара», пишет ФАО.
Стоимость мяса в сентябре практически не изменилась, но в годовом выражении соответствующий индекс показывает рост на 26,3%.
«Котировки баранины и говядины выросли в связи с сокращением предложения, в то время как котировки мяса птицы и свинины снизились, чему способствовало увеличение предложения птицы на мировых рынках и снижение спроса на свинину в Китае и Европе», — констатируют эксперты ФАО.
Энергетический кризис, охвативший Европу и ударивший по Китаю, где из-за нехватки угля власти были вынуждены останавливать заводы, добавит проблем фермерам, как местным, так и зарубежным.
«Если нехватка электроэнергии и сокращение производства продолжатся, они могут стать еще одним фактором, вызывающим глобальные проблемы со стороны предложения, особенно если они начнут влиять на производство экспортной продукции», — говорит Луис Куйс, старший экономист по Азии в Oxford Economics.
Заморозить производственные линии, чтобы сэкономить электричество пришлось китайским производителям соевых кормов для животных и удобрений. Производство молочных продуктов, а также свинины, также могут серьезно пострадать, поскольку перебои в энергоснабжении нарушат работу специального оборудования, в том числе, морозильного, предупреждает Rabobank.
«Это похоже на очередной стагфляционный шок», — говорит Крейг Ботэм, главный экономист по Китаю в Pantheon Macroeconomics. Проблемы затронут обрабатывающую промышленость не только в Китае, но и во всем мире.
С сайта finanz.ru