34-летний Василий Блокин-Мечталин вдохнул в подмосковную деревню Старое, известную как минимум с середины XIX века, новую жизнь: построил дороги, развил инфраструктуру и организовал рядом с ней крупный семеноводческий комплекс. Общий объем своих инвестиций он оценивает в 80 млн рублей
«Васюш, легавые, уходим в левую полосу», — кричала бабушка Василию Блокину-Мечталину, завидев полицейских на дороге. Ему тогда было 17 лет, у него не было прав, но он все равно регулярно возил бабушку с дедушкой на дачу в деревню Старое. Путь до нее от родного Жуковского составлял 130 км.
На дачных шести сотках предприниматель провел детство. Там же он приходил в себя в непростой период жизни и нашел дело по душе — полюбил растениеводство. Увлечение за восемь лет переросло в «Агрофирму Партнер» с годовой выручкой почти в 200 млн рублей и прибылью около 22 млн рублей. А сам Василий превратился в звезду фермеров и дачников. На его YouTube-канал «Семена Партнер» подписаны почти полмиллиона человек. Совокупная аудитория его соцсетей превышает 1 млн.
Дача стала не просто местом для вдохновения. Сегодня это центр бизнеса агрофирмы Василия — в 20 км от нее располагаются промышленные теплицы, в которых предприниматель производит семена под собственной маркой. Кроме того, он развивает в деревне инфраструктуру: строит дорогу, проводит электричество, борется с борщевиком, создает рабочие места.
Forbes рассказывает, почему Блокин-Мечталин решил развивать Старое и во что инвестировал 80 млн рублей из прибыли.
Мечты Блокина-Мечталина
Необычная двойная фамилия досталась предпринимателю от прадеда. Его предки делали плавучие блоки для транспортировки барж, поэтому их по роду деятельности прозвали Блокиными. Мечталин — псевдоним, под которым прадед Василия выступал в театре. Он присоединил его к официальной фамилии, так его потомки стали Блокиными-Мечталиными.
Сам Василий мечтал не о театре, а о карьере летчика. Он родился в Жуковском, авиационной столице Подмосковья, воспитывался в семье мамы-доктора и отчима-автослесаря. И даже собирался поступать в Ульяновский институт гражданской авиации. Но мать его остановила, сославшись на то, что пилоты мало зарабатывают и «нет смысла туда стремиться», вспоминает Блокин-Мечталин.
Тогда Василий поступил в «более перспективную» Высшую школу экономики на факультет бизнес-информатики. Но задержаться там не смог: «Вообще оказалось не мое, я год промучился и с удовольствием перевелся в Государственный университет управления», — вспоминает предприниматель. Там он изучал менеджмент организации и предпринимательство. На занятиях рассказывали, как зарабатывать деньги, поэтому учеба ему нравилась.
В студенчестве Блокин-Мечталин перепродавал автомобили: покупал подержанную машину, ремонтировал ее и продавал с наценкой — использовал навыки, приобретенные в мастерской отчима. К пятому курсу заработал на подержанный BMW и открыл в Жуковском в партнерстве с лучшим известным ему мастером города автосервис. Бизнес работал под ИП и, по словам Василия, приносил около 100 000–130 000 рублей прибыли в месяц.
Следующая веха — развлекательный бизнес. В 2011 году один из клиентов автосервиса предложил Блокину-Мечталину в партнерстве открыть ночной клуб и ресторан. Предприниматель согласился. Имя партнера Василий назвать отказался, но уточнил, что он был владельцем клуба «Небеса» в Домодедове. Сайт этого заведения недоступен, официальная группа во «ВКонтакте» не обновлялась с 2013 года, в СПАРК его юрлицо найти не удалось. По словам Блокина-Мечталина, это дело приносило уже до 350 000 рублей прибыли в месяц. Он решил сфокусироваться на нем и продал долю в первом бизнесе своему партнеру-мастеру. За нее Василий получил 1,2 млн рублей и Hyundai Accent (стоимость автомобиля в то время составляла около 500 000 рублей).
Также с 2013 года Блокин-Мечталин пробовал себя в установке домофонов в новостройках в Раменском. В 2014-м его компания, созданная с Константином Куликовым, основателем предприятий РСИ и «Интелск», которые специализировались на проведении интернета, телефонии и телевидения, принесла 2,2 млн рублей выручки и 1,5 млн рублей прибыли, согласно СПАРК.
Семя нового дела
В 2013 году Блокин-Мечталин решил выйти из развлекательного бизнеса. По его словам, отношения с партнером не наладились. «Он стал очень халатно относиться к деньгам и попадать во всякие ситуации. Я понял, что это партнерство ненадежное», — без подробностей объясняет предприниматель. Чтобы не обострять конфликт, Василий не стал просить денег за свою долю, только перепродал мебель другому ночному клубу.
Блокину-Мечталину тогда было 24 года. Все имущество, по его словам, состояло из двух автомобилей, однокомнатной квартиры в строящемся доме в Раменском, купленной на прибыль от бизнесов, и около 300 000 рублей сбережений. Бизнес по установке домофонов не приносил желаемых результатов. Василий лично ходил на объекты, протягивал кабели. Но приходилось биться буквально за каждый рубль: некоторые жильцы отказывались платить по 30 рублей в месяц за обслуживание домофона, рассказывает Блокин-Мечталин. В целях экономии он жил с беременной женой у родителей.
Состояние предпринимателя усугублялось тем, что в том же 2013 году из-за несчастного случая на его глазах умер друг — утонул во время их совместного сплава по Оке на плоту. «Я не смог его спасти», — сокрушается Блокин-Мечталин.
Предприниматель все чаще начал ездить на дачу к бабушке. Снимать стресс помогал физический труд: сначала Блокин-Мечталин мастерил мебель, а потом решил выращивать помидоры. «В детстве, помню, накатаюсь на мопеде, залетаю в теплицу — и вот этот холодненький помидорчик вечером с солью, с маслом ешь. И это такое счастье», — вспоминает Василий.
Вместе с дедом они восстановили дачную теплицу. Семена для посадки помидоров предприниматель закупил в компании «Семко», которую в 1991 году основал отец его друга Ярослава Алексеева (сейчас Алексеев-младший — генеральный директор этой компании). Учился выращивать помидоры по книгам и скудным на то время видео в YouTube. «Я получал от этого удовольствие. Никогда не думал, что мне это так понравится. Я был в восторге, понял, что это мое», — делится предприниматель.
В 2014 году Блокину-Мечталину позвонил Алексеев, сказал, что закрывает фирменный магазин «Семко» на ВДНХ. Компания тогда решила сфокусироваться на опте, розница перестала быть интересной. Василия этот разговор натолкнул на мысль попробовать торговать семенами. Куликов — партнер по домофонному бизнесу — идею поддержал.
Блокин-Мечталин и Куликов купили мебель и оборудование, сняли помещение в ТЦ «Рапира» — неподалеку от закрывшейся точки на ВДНХ. Приобрели у «Семко» семена в рассрочку. Стартовые вложения партнеров составили около 500 000 рублей: большая часть — деньги Куликова, остальное — сбережения Блокина-Мечталина.
Блокин-Мечталин признается, что плохо себе представлял, как торговать семенами. Поэтому решил продавать их как ювелирные украшения: на белых прилавках в чистом, хорошо освещенном интерьере. Магазин «Семена» открылся 17 сентября 2014 года. Предприниматель вспоминает, что в первый же день в него пришла женщина, которая купила семян капусты на 32 000 рублей. Блокин-Мечталин удивился, что «кто-то может платить за это такие деньги». Это его воодушевило.
В 2015 году в магазин зашел Николай Фурсов, селекционер, телеведущий — вел передачи о садоводстве на НТВ, ОРТ, ТВЦ. По собственным словам, он искал место для съемок своей передачи. Хорошо освещенный красивый магазин показался ему подходящим вариантом. Блокин-Мечталин не возражал, решил, что это будет неплохой рекламой. Правда, в первом сюжете Фурсов рассказывал про поддельные семена, и у зрителей, по мнению предпринимателя, могло сложиться впечатление, что речь о продукции его магазина. Тем не менее со временем случайное знакомство переросло в дружбу. Фурсов признается, что относится к Блокину-Мечталину как к сыну. Сейчас телеведущий занимает должность агронома в «Агрофирме Партнер».
По словам Василия, именно Фурсов научил его «быть агрономом» — любить растения. Он же поделился секретами мастерства ведущего, которые впоследствии помогли в продвижении бизнеса. Блокин-Мечталин в 2016 году завел блоги о растениеводстве на YouTube и в других соцсетях.
Маркетинговая активность и медийность предпринимателя хорошо сказывалась на выручке компании. По словам Блокина-Мечталина, к 2016 году она достигла 60 млн рублей. Но плохо — на отношениях с поставщиком семян. Предприниматель считает, что руководство «Семко» «заревновало» к популярности его предприятия. Это проявилось в том, что компания урезала партнерскую скидку: сперва она составляла 40%, затем — 35%, а потом начала снижаться еще больше. Также поставщик отменил постоплату и убрал упоминание дистрибьютора со своего официального сайта, уверяет Блокин-Мечталин. Тем не менее предприниматель продолжил общаться с Алексеевым и работать с «Семко». Ярослав Алексеев подтвердил Forbes, что находится в дружеских отношениях с Блокиным-Мечталиным, но ситуацию с условиями сотрудничества комментировать отказался.
Хотя партнерство «Семко» и магазина «Семена» продолжилось, Блокин-Мечталин решил производить и собственные семена, чтобы не зависеть от условий поставщика.
Дача на вырост
В 2016-м предприниматель отправился в Молдавию, в Приднестровский научно-исследовательский институт сельского хозяйства в Тирасполе. «Он [институт] единственный в своем роде. В советское время был лучшим из лучших, обеспечивал семенами всю страну», — рассказывает Блокин-Мечталин.
По словам предпринимателя, поначалу никто из селекционеров не хотел иметь дела с малоизвестной компанией. Но предпринимателю все-таки удалось договориться о сотрудничестве. Вместе с молдавскими учеными он начал разрабатывать новые гибриды овощей — результат скрещивания нескольких сортов. Происходило это так: гибрид разрабатывали в Молдавии, затем семена передавали в Россию. Василий тестировал их на даче бабушки — в той самой теплице, которую он восстановил с дедом. Проводил первые опыты по селекции, замерял грунт, следил за развитием культур, обменивался с селекционерами фото- и видеоматериалами.
Параллельно Блокин-Мечталин продолжал развивать свою медийность: начал появляться на ТВ — вести передачи на телеканалах «Усадьба» и «Загородная жизнь». И постепенно скупал соседние участки по даче, чтобы расширить площадку для экспериментов. Она использовалась и для теста семян, и для съемок роликов. «Живые» видео из теплицы полюбились зрителям и набирали миллионные просмотры. Самые популярные видео YouTube-канала «Семена Партнер»: «Что делать, если скручиваются листья у томатов» (3,5 млн просмотров), «Как формировать огурцы» (3,3 млн), «Сделайте так, и огурцы попрут как бешеные» (1,7 млн). Соцсети предприниматель не монетизировал — они стали способом делиться образовательным контентом и рекламировать собственные семена.
«Селекционеры увидели во мне молодую кровь, стремление раскрутить их ноу-хау», — признается Блокин-Мечталин. У компании «Агрофирма Партнер», которую предприниматель зарегистрировал в 2017-м, появились контрактные производства в Молдавии (с 2016 года), Израиле (с 2018 года), Индии (с 2020 года). Также она начала сотрудничать с селекционерами из Чехии и Нидерландов.
Результаты совместных разработок привели к тому, что Блокин-Мечталин внес в Государственный реестр селекционных достижений более 250 новых гибридов и сортов томатов, огурцов и других овощей. Причем три из них названы в честь дочерей предпринимателя: «Любаша», «Верочка» и «Софа». За последние четыре года выручка «Агрофирмы Партнер» выросла более чем в три раза. В 2021 году, по данным СПАРК, она составила около 200 млн рублей, прибыль — около 22 млн рублей.
К 2021 году Блокин-Мечталин построил в 20 км от деревни Старое собственный агрокомбинат. Вместе с партнером Куликовым купил 14 га земли, возвел теплицы, оснащенные современной техникой — от автоматических поливалок до датчиков влажности. В них круглый год проходит селекция, выращивание овощей и производство семян. Чтобы получить гибрид, команда агрокомбината высаживает два сорта (условно «маму» и «папу») в разных теплицах, чтобы не произошло случайного переопыления. Когда растения вырастают, пыльцой «папы» вручную опыляют цветы «мамы». Завязавшийся в результате плод даст семена гибрида. Когда плоды поспевают, их собирают, сортируют, моют и с помощью специального оборудования разделяют на сок и семена. Последние промывают, высушивают и отправляют на тестирование и грунт-контроль.
Свой агрокомбинат выручил компанию в 2022 году. Из-за санкций и усложнения логистики поставки из Молдавии, Израиля и Нидерландов прекратились. Этот объем команда перенесла в Московскую область.
С начала 2022 года агрофирма произвела более 160 кг семян. Сейчас они продаются оптом и в розницу в двух офлайн-магазинах в Москве, а также через интернет-магазин и маркетплейсы. На прибыль Блокин-Мечталин сделал съезды с дорог к агрокомплексу, подвел электричество, газ, поставил котельную. В теплицах работают около 60 местных жителей. Предприниматель планирует расширять дело: увеличить количество рабочих мест в пять раз и начать выпускать по тонне семян в год. Глобальная амбиция предпринимателя — стать лидером мировой селекции.
По мнению Владимира Коршунова, генерального директора российской компании «АгроСигнал», которая специализируется на создании цифровых платформ для управления агробизнесом, на стремительный рост компании за короткие сроки повлияли несколько факторов: медийность основателя, сравнительно низкая конкуренция и технологии автоматизации, за счет которых производство практически полностью происходит без участия человека и может быстро масштабироваться. К основным конкурентам «Агрофирмы Партнер» Коршунов относит агрофирмы «Аэлита», «Гавриш», «Поиск» и «Виола». Выручка крупнейшей из них, «Поиск», в 2021 году составила почти 1 млрд рублей, согласно СПАРК. Представитель агрофирмы «Поиск» отказался анализировать бизнес конкурента.
Также росту способствовали экономические факторы, считает Коршунов. По словам эксперта, большая часть семян в России — импортного производства. Например, в стране производится только 2% семян сахарной свеклы, все остальное — поставки из-за рубежа. В условиях ухода западных игроков и нестабильной ситуации на рынке компании, нацеленные на импортозамещение, выстреливают, рассуждает Коршунов.
Больше, чем бизнес
Строительством агрокомплекса Блокин-Мечталин не ограничился. Он проложил прочные дороги — раньше они были грунтовыми и размывались от дождя. Заменил линии электропередач, очистил старый овраг, заросший борщевиком, и вырыл там озеро. Кроме того, регулярно вывозит мусор, пригоняет технику, чтобы очистить дороги от снега. Также он построил скотный двор, где тоже работают местные жители. Общий объем инвестиций в развитие деревни за восемь лет предприниматель оценивает в 80 млн рублей.
«Краткосрочные эффекты от инициатив Василия можно заметить уже сейчас: жители получили электричество, газ, дорогу и даже место для прогулок — озеро. Однако важен системный подход и разработка стратегии развития территории. Нужно, чтобы даже тактические и точечные изменения были взаимосвязаны, чтобы положительные улучшения имели пролонгированный эффект», — комментирует директор по маркетингу КБ «Стрелка» Лилия Изгалина. По ее мнению, подход предпринимателя пока не носит стратегический характер.
Впрочем, долгосрочные планы у Блокина-Мечталина все же есть. Среди них — восстановить заилившееся русло реки, запустить туда рыбу, сделать каскад из озер. Расширить скотный двор, чтобы выращивать там коров и быков. Заменить бетонные столбы с освещением на «красивые», покрыть дороги брусчаткой. Построить себе новый дом «под усадьбу».
Развитие малой родины — не тренд сегодняшнего дня, говорит основательница клуба импакт-инвестиций «Импактус» Вероника Жукова. Как правило, подобного всегда ждали от крупных меценатов, которые отдают часть своего состояния на развитие церкви, школы или дома культуры в селе или городе, откуда они родом. Современное отличие — вовлечение в эту активность относительно простых людей — управленцев, предпринимателей, активистов, считает эксперт.
«Почему они это делают? Они не могут этого не делать. Видя возможности, имея предпринимательскую жилку, они не могут пройти мимо [возможности развить малую родину] и со временем стараются сделать этот проект максимально эффективным, масштабируемым и структурным», — убеждена Жукова. Изгалина отмечает, что основными причинами, почему такие инициативы возникают, может быть моральный долг, потребность в социальном одобрении или поддержке, вызов сделать что-то уникальное и, наконец, экономическая оправданность. Также эта практика приобрела новое звучание в свете тренда на ESG и устойчивое развитие бизнеса, добавляет эксперт.
Сам Василий отвечает на этот вопрос просто: «Там мое детство прошло. Я люблю это место, энергетически мне оно нравится. Я там чувствую себя хорошо. Там я дома».
*Forbes рассказывает о российском бизнесе с 2004 года, за это время мы накопили огромное количество историй отечественных предпринимателей. В своем проекте мы собираем самые удивительные из них — о людях, которые создали и развивают малый и средний бизнес в регионах не только для увеличения собственных доходов, но и для улучшения жизни вокруг себя. За счет своей прибыли они строят школы и передают их муниципалитетам, создают бесплатные городские парки, возрождают деревни и исторические города.
В проекте участвуют предприниматели, не входящие в рейтинг богатейших бизнесменов Forbes, развивающие легальный бизнес в России или за рубежом, вкладывающие на безвозмездной основе значительные личные средства в повышение качества жизни в российских регионах.
С сайта Forbes.ru: https://www.forbes.ru/svoi-biznes/482932-kak-agronom-samoucka-vyrastil-iz-teplicy-na-dace-semenovodceskij-kompleks