Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - fc24f49e-e31f-4a06-b401-9ae1a70c1e5f.jpeg
Общее фото участников Пленарного заседания. 

28 ноября 2019 года состоялось Пленарное заседание Общественной Палаты Республики Саха (Якутия) на котором был рассмотрен ход исполнения Государственной Программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012–2020 годы».

С основным докладом выступил министр сельского хозяйства РС (Я) Александр Атласов. 

Уважаемые члены Общественной палаты

Республики Саха (Якутия)!

(слайд 2) Рассматриваемая сегодня государственная программа развития сельского хозяйства является уже третьим по счету пятилетним программным документом после Президентской программы развития села на 2002-2006 годы и государственной целевой программы развития села на 2007 — 2011 годы.

Изначально принятая Программа была со сроком реализации   с 2012 по 2016 год, но срок ее действия неоднократно продлевался из-за начатой практики принятия трехлетних бюджетов.

(слайд 3) Состав подпрограмм неоднократно менялся – если              в первый год реализации Программы финансировалось                              13 подпрограмм, то к 2019 году – уже 16 подпрограмм.

(слайд 4) За 2012-2018 годы на реализацию Госпрограммы направлено 67 млрд. рублей, из этой суммы на долю производственных программ пришлось 64%, или 43 млрд. рублей, обеспечивающих подпрограмм – 28%, или 18,3 млрд. рублей.

В 2019 году предусмотрено 11 млрд. рублей.

(слайд 5) Объем привлечения средств из федерального бюджета составил более 8 млрд. рублей, из них 41% был направлен на развитие сельских территорий, 35% — на производственные направления.

За 2012-2019 годы объем финансирования Программы из бюджета республики возрос от 7,4 до 9,7 млрд. рублей.

(слайд 6) Значительным достижением является увеличение объема привлечения средств из федерального бюджета до 1 млрд. рублей и более за 2016-2019 годы.

(слайд 7) В рамках программных мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий за 2012-2018 годы введено почти               3 тысяч жилых домов площадью 237 тысяч кв.м, реализовано                 7 проектов комплексной компактной застройки, введено 48 локальных водопроводов протяженностью 436 км, введено 230 км газовых сетей в 21 населенном пункте, построено 82 км автомобильных дорог.

        Также введены 4 школы на 1150 ученических мест, введены 22 фельдшерско-акушерских пункта, реализован 51 грантовый проект местных инициатив граждан.

В этом году, на текущую дату, введено в эксплуатацию 350 жилых домов площадью 25,3 тысяч кв.м, завершено строительство водопроводов в селах Акана, Кангаласс Нюрбинского улуса, строительство газовых сетей в селе Октемцы Ханагласского и                  в селе Диринг Чурапчинского улусов.

 (слайд 8) Большой востребованностью среди сельских жителей пользуются федеральные программы грантовой поддержки начинающих и семейных фермеров – за 2012-2019 годы указанные гранты предоставлены 724 фермерам на общую сумму 2 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета — 1,5 млрд. рублей.              В результате объем валовой продукции сельского хозяйства республики по КФХ и ИП за 2012-2018 годы возрос от 4,6 до 7,0 млрд. рублей.

 (слайд 9) В части финансирования мероприятий Программы внедрен новый механизм предоставления субвенций муниципальным районам и городским округам путем их наделения отдельными госполномочиями по поддержке сельхозпроизводства.

За 2012-2018 годы в адрес муниципалитетов направлено субвенций на 24 млрд. рублей, или 36% от общего объема финансирования Программы за данный период. В 2019 году предусмотрено 4,2 млрд.рублей.

(слайд 10) Вместе с тем за весь период реализации Программы суммарный индекс физического объема продукции сельского хозяйства в Якутии составил всего 102%, в целом по России – 126 %. Но следует отметить, что результаты реализации предыдущей программы развития сельского хозяйства за 2007-2012 годы были еще ниже, со снижением индекса физического объема на 5,3%.

Уже вторую пятилетку подряд отмечается рост производства в растениеводстве в условиях спада показателей животноводства.

(слайд 11-14) В разрезе муниципальных образований прирост сельхозпроизводства за период реализации Программы достигнут только в 2 городских округах и 17 районах из 34. Остальные 17 районов не смогли обеспечить эффективное использование полученных субвенций.

Прирост производства продукции сельского хозяйства в 2016-2018 годах после непрерывного спада с 2010 года был обеспечен за счет изменения состава прямых субсидий из госбюджета республики в пользу инвестиционных затрат:

(слайд 15) за 2015-2019 годы в рамках грантовой поддержки сельскохозяйственных потребкооперативов для развития материально-технической базы оказана поддержка 84 проектам по переработке сельхозпродукции;

за 2014-2018 годы построено 65 животноводческих комплексов общей мощностью 9 тысяч скотомест. До конца этого года планируется ввод 10 объектов на 1200 скотомест;

(слайд 16) Во исполнение принятого в 2016 году Указа Главы республики о мерах по развитию табунного коневодства за два предыдущих года построено 200 коневодческих баз, в этом году гранты предоставлены на строительство еще 50 баз;

(слайд 17-18) с 2017 года реализуются муниципальные программы развития кормопроизводства с паритетным софинансированием из бюджета республики и местных бюджетов районов и городских округов). В 2017 году софинансировано                   9 программ, в 2018 году – 14, в 2019 году – 15.  Введено 39 силосных траншей, построено 1871 км изгородей, восстановлено 11 тыс. га заброшенных пашен, приобретено 339 единиц пропашной сельхоз техники и оборудования.  

— за счет увеличения финансирования подпрограммы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель» за 2017-2018 годы в оборот вовлечено 3,5 тыс. га выбывших земель, произведен капремонт 5 мелиоративных систем и гидротехнических сооружений;

(слайд 19) — за 2012-2018 годы построено 18 хранилищ овощей и картофеля общей мощностью 10 тыс. тонн с доведением общего количества используемых хранилищ до 83. В этом году введено овощехранилище в с. Мындагай Чурапчинского улуса на 500 тонн.

(слайд 20) Кроме того, на динамику сельхозпроизводства положительно повлияла реализация с 2015 года программы финансового оздоровления скотоводческих хозяйств, имеющих не менее 100 голов дойного стада – в 2015 году в программу вошло 47 хозяйств, в 2019 году участниками программы являются уже 65 хозяйств.

(слайд 21) В целом недостаточные темпы прироста валовой продукции сельского хозяйства отрицательно сказались на выполнении основных целевых индикаторов в целом по Программе. Это индексы физического объема:

— продукции сельского хозяйства (в том числе растениеводства и животноводства);

— производства пищевых продуктов и напитков;

— инвестиций в основной капитал сельского хозяйства.

За 2012-2016 годы наблюдался низкий уровень их выполнения (по 1-2 из 5). В 2017 году за счет реализации вышеуказанного комплекса мер по росту инвестиционных вложений в отрасль достигнуто выполнение всех 5 индикаторов. В 2018 году допущено невыполнение плана по индексу физического объема продукции животноводства, производства пищевых продуктов (без учета напитков), инвестиций в основной капитал сельского хозяйства.

(слайд 22) В составе основных целевых индикаторов Программы также были доведены показатели, характеризующие уровень заработной платы в сельском хозяйстве. За 2012-2018 годы соотношение заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике республики возросло от 30 до 44,5%, размер заработной платы работников сельского хозяйства в абсолютном выражении увеличился от 12 до 30,7 тыс. рублей.

 (слайд 23) Еще одним основным целевым индикатором Программы является уровень рентабельности сельхозорганизаций  с учетом субсидий. За 2014-2017 годы плановое значение указанного индикатора не было достигнуто, хотя доведенный план был ниже фактического уровня 2012 года.

При этом наблюдается устойчивое снижение уровня рентабельности сельхозорганизаций с учетом субсидий от плюс 8,1 до минус 0,1 процента, несмотря на рост размера их государственной поддержки.

(слайд 24-25) Снижение их доходов обусловлено также отставанием роста цен на их продукцию по сравнению с ценами на ресурсы, используемыми в сельхозпроизводстве. За 2012-2018 годы индекс цен производителей сельхозпродукции составил всего 129%, индекс цен производителей промышленных товаров – 148%, индекс тарифов на грузовые перевозки – 210%.

 (слайд 26) Ухудшение условий развития сельхозорганизаций вызвано отсутствием прогресса в концентрации основного производственного ресурса – сельхозугодий.

По состоянию на 01 января 2019 года                                                  за сельхозорганизациями было закреплено всего 28% находящихся в обороте сельхозугодий. Более половины сельхозугодий                        по-прежнему закреплено за личными подсобными хозяйствами граждан, у которых в силу более низкого уровня механизации труда эффективность использования земель в 2 раза ниже, чем у КФХ.

(слайд 27) Данная ситуация во многом сложилась из-за позиции органов местного самоуправления, которые передают                               в пользование ЛПХ граждан значительные площади земель, находящихся в муниципальной собственности. По состоянию                  на начало 2019 года КФХ и ЛПХ граждан пользовались землями всех категорий площадью 699 тысяч га, из них в их личной собственности находилось всего 108 тысяч га, на правах пожизненного наследуемого владения – 204 тысяч га.

Остальные 387 тысяч га переданы гражданам органами местного самоуправления на различных правах пользования                      в ущерб производственным задачам по повышению продуктивности земель, которые могут реализовать только крупные хозяйства (мелиоративные и культур-технические работы, внесение минеральных удобрений, соблюдение технологий севооборота, перевод естественных сенокосов на кормовые культуры и т.д.). 

(слайд 28) Также негативным фактором является отток трудоспособного населения из сельской местности, что не позволяет говорить о качественном обновлении кадров                              в сельхозорганизациях и увеличении численности КФХ. За 2012-2018 годы доля сельского населения в трудоспособном возрасте снизилась от 58 до 53%, в то время как в городах данный показатель составляет более 60%. Ситуация усугубляется в целом снижением численности сельского населения Якутии на 5,5 тысяч человек за 2012-2018 годы.

(слайд 29) Молодым специалистам, работающим                             в сельхозорганизациях, кооперативах и КФХ ежегодно выделяется 36 млн. рублей на ежемесячные денежные выплаты в течение 3 лет в размере от 6 до 15 тыс. рублей в месяц в зависимости от уровня образования и территориальной зоны. В 2018 году указанную поддержку получали 475 молодых специалистов, при этом количество новых соглашений начало снижаться, что связано                    с отсутствием индексации размеров выплат с 2012 года – за это время суммарный индекс потребительских цен составил 148 %, величина прожиточного минимума в республике для трудоспособного населения возросла на 58 %.

Из 1133 молодых специалистов, заключивших соглашения за 2010-2018 годы, лишь 451 продолжает трудиться у работодателя,               с которым было заключено соглашение. Таким образом, уровень закрепленности кадров по данному направлению составляет 40%.

(слайд 30) Правительством республики ежегодно доводится задание по важнейшим видам продукции для каждого муниципального района, в том числе в части сельского хозяйства – по 10 показателям (по поголовью сельхозживотных – 4, производству сельхозпродукции – 6).

В части динамики поголовья сельхозживотных за 2012-2018 годы прирост достигнут только по табунным лошадям (на 5%) на фоне значительного снижения поголовья КРС на 15%.

ЛПХ граждан увеличили поголовье лошадей на 18 тыс. голов и сократили поголовье КРС на 13 тыс. голов, при этом на их долю все равно приходится 54 % поголовья КРС.

По КФХ и ИП наблюдается прирост поголовья лошадей на              9 тыс. голов со снижением поголовья КРС на 6 тыс. голов.

Таким образом, малые формы хозяйствования стихийно переориентируются на менее затратное табунное коневодство, несмотря на значительный объем поддержки скотоводства.

Вышеуказанные негативные факторы деятельности сельхозорганизаций привели к сокращению у них как поголовья КРС (на 12 тыс. голов), так и лошадей (на 19 тыс. голов).

Сокращение поголовья свиней на 17% обусловлено массовым отказом КФХ от масштабного разведения свиней из-за опережающего роста цен на привозной свиной комбикорм.

Значительное снижение поголовья оленей на 23% вызвано не только ростом травежа волками из-за установленных в 2012 году ограничений на допустимые способы охоты на диких зверей, но и упорядочением учета поголовья оленей, что вызвало многократное снижение учтенного поголовья оленей у ЛПХ граждан и КФХ. Отдельно следует отметить:

— прирост поголовья оленей только в 2 муниципальных районах – Усть-Янском и Анабарском;

— практическую ликвидацию оленеводства в Аллаиховском улусе, где на конец 2012 года содержалось 2,8 тыс. голов оленей.

(слайд 31) Также снижаются показатели клеточного звероводства республики – объем годового забоя на шкурки серебристо-черных лисиц за 2012-2018 годы снизился более чем в 2 раза до 4 тысяч единиц, голубого песца – от 1 623 до 52 единиц. Это характеризует глубокие кризисные явления в отрасли, связанные со снижением спроса на продукцию и отсутствием условий по повышению качества племенной работы и удешевлению кормовой базы звероводства.

(слайд 32) С каждым годом снижается объем закупок пушнины по всем видам – за 2012-2018 годы стоимость закупленной пушнины снизилась от 128 до 45 млн. рублей. Основной причиной этого является отсутствие оборотных средств АО ФАПК «Сахабулт», сокращение популяции пушных зверей (белок, колонка, зайца), снижение востребованности на рынке шкур ондатры, лисицы и белого песца.

(слайд 33) Из ежегодно отслеживаемых Правительством республики 6 показателей сельхозпроизводства прирост за 2012-2018 годы достигнут по 2 видам – валовому сбору зерновых культур и картофеля.

(слайд 34) В части производства скота и птицы в живом весе следует отметить значительное сокращение производства мяса в сельхозорганизациях на 30 % вследствие снижения поголовья КРС, оленей, свиней, а также сложного финансового положения Нерюнгринской птицефабрики, где сосредоточено мясное птицеводство Якутии.

(слайд 35) За 2012-2018 годы при снижении официального учтенного объема валового надоя молока на 6,7% достигнут прирост объема закупок молока на 7%, при этом существенно изменена структура сдатчиков молока:

— доля КФХ и ИП, сдающих молоко без участия в СХПоК наслежного уровня, возросла от 30 до 40 процентов;

— доля сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов снизилась от 62 до 44 процентов;

— доля населения, сдающего молоко напрямую без членства             в СХПоК наслежного уровня, возросла от 0,4 до 5 процентов.

(слайд 36) За 2012-2018 годы объем производства яиц снизился на 8%, поголовье птицы – на 7%, что вызвано не только вынужденной приостановкой производства в Нюрбинской птицефабрике в 2018 году, но и ухудшением финансового состояния Нерюнгринской птицефабрики, а также оптимизацией убыточной деятельности совхоза «Новый» АК «АЛРОСА».

(слайд 37) Из 18 видов пищевых продуктов и напитков, производство которых отслеживается органами статистики, прирост объема производства за 2012-2018 годы достигнут только по 4 видам пищевых продуктов (говядина, полуфабрикаты мясные, сливки, макаронные изделия) и 4 видам напитков (алкоголь, пиво, воды питьевые и прочие безалкогольные напитки). 

Вопросы вызывает снижение объемов производства масла сливочного на 2,3%, сметаны на 16%, прочих кисломолочных продуктов на 10% при росте объема закупок сырого молока на 7%.

(слайд 38) С учетом отрицательной динамики производства пищевых продуктов и напитков по большинству видов из имеющейся номенклатуры, доля местного производства в обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки,                за 2012-2018 годы снизилась от 9 до 7%.

(слайд 39) Согласно Указам Президента республики от 27 мая 2013 года №2075, Главы республики от 29 марта 2019 года №444 Министерством экономики ежегодно проводится оценка эффективности реализации государственных программ республики.

В результате проведения оценки эффективности, Госпрограмме присваивается одна из 4-х степеней эффективности: высокоэффективная, эффективная,  недостаточно эффективная,              неэффективная.

По проведенной оценке в первые годы реализации Госпрограмма была признана недостаточно эффективной. Но после пересмотра мер господдержки, принятия Закона развития сельского хозяйства, по итогам 2017 и 2018 годов Программа была признана эффективной.

(слайд 40-41) В целях коренного пересмотра подходов                        к развитию сельского хозяйства Якутии и повышения эффективности оказываемой государственной поддержки отрасли приняты 5 правовых актов республиканского уровня, которые отражены на слайде.

Уважаемые коллеги!

(слайд 42) В данное время во исполнение поручений Главы республики разработан проект госпрограммы развития сельского хозяйства на следующую пятилетку, которая должна быть принята в этом году.

Проект Госпрограммы разработан в соответствии со статьей             8 Закона о развитии сельского хозяйства и с принятой в декабре прошлого года Стратегией социально-экономического развития республики до 2032 года.

Также учтена необходимость реализации Указа Главы республики о стратегических направлениях развития сельского хозяйства, а также участия Якутии в реализации федеральной госпрограммы развития сельского хозяйства, которая в феврале этого года актуализирована на период до 2025 года.

Содоклад Председателя Комиссии по развитию села и арктических территорий Ивана Горохова.

С О Д О К Л А Д

председателя комиссии Общественной палаты Республики Саха (Якутия) по развитию села и арктических территорий Ивана Ивановича Горохова на XI Пленарном заседании Общественной палаты

28 ноября 2019 г.

Уважаемые члены Общественной палаты Республики Саха (Якутия), уважаемые участники Пленарного заседания и приглашенные!

_______________________________________________________________________

Сегодня на повестке  заседания Общественной палаты Якутии рассматривается очень важный вопрос, который напрямую затрагивает интересы, касается здоровья каждого якутянина — так как житейская истина гласит «Здоровая пища — здоровая нация».

В последнее время актуальные вопросы и проблемы населения стали всё чаще ставиться  в общественных советах муниципальных образований и, конечно, в Общественной палате республики. Одним из таких насущных тем является вопрос состояния и потенциала сельского хозяйства в крупнейшем по территории и разнообразнейшем по природно-климатическим условиям регионе России — Якутии.

Сегодняшний доклад Министерства сельского хозяйства — это публичная форма отчета уполномоченного органа государственной власти перед всеми тружениками и жителями села, поэтому призываю коллег к предельно честному, объективному и конструктивному разговору.

Во-первых. Начну со структуры Программы, Программа состоит из 21 подпрограммы, из которых 12 подпрограмм напрямую касаются сельскохозяйственного производства, остальные так называемые обеспечивающие подпрограммы.

Из доклада Министра и из информационных раздаточных материалов можно сделать вывод, что за последние три года (2016-2018 годы) реализация Государственной программы положительно сказалась на стабилизации аграрного сектора республики. Так, прорывными оказались подпрограммы по растениеводству, поддержке начинающих и семейных фермеров и по устойчивому развитию сельских территорий.

Вместе с тем, вызывает тревогу продолжающееся последние 7 лет сокращение поголовья скота (на 15 %), оленей  на (23 %) и связанное с этим невыполнение намеченных показателей в животноводстве.

Отсутствует механизм предоставления заброшенных сельскохозяйственных угодий желающим трудиться на них, неудовлетворительно ведутся мелиоративные работы, закупочные цены никак не увязаны с себестоимостью сельхозпродукции, постоянно и неравномерно поднимающимися ценами на моторное топливо по всей обширной территории республики. Цена на заготовку молока по всей территории одинаковая, без учета различия природно-климатических условий, транспортной доступности, в конечном итоге стоимости жизни  отдаленных улусов республики.

Для сравнения приведу на слайде цифры по поголовью сельскохозяйственных животных в 1990 году и на сегодняшний день.

 Справочно, в 1928 году в Якутии насчитывалось 555,2 тыс. голов скота, т.е. было больше в 3 раза.

Сегодня бессмысленно кого-либо обвинять в таком обвальном сокращении поголовья скота за прошедшие сложные для всей страны 29 лет. Однако, факты упрямая вещь. Это означает что у нас есть огромные резервы, есть мотивация к чему стремиться нынешнему поколению руководителей аграрного сектора республики.

В то же время не совсем понятно за  счет чего растет надой молока  с одной фуражной коровы.

Возникают сомнения в достоверности статистических данных, особенно в показателях продуктивности скота, да и количества поголовья животных.

Второе. Сельское хозяйство всегда было и является одной из ведущих системообразующих сфер экономики, формируя продовольственную и экономическую безопасность, демографический, трудовой и поселенческий потенциал территорий регионов , и в целом, страны.

У нас продолжается отток трудоспособного населения, сокращается количество работников, профессионально занимающихся сельхозтоваропроизводством. Все эти люди переезжают в столицу — город Якутск, увеличивая и так постоянно растущую нехватку мест в детских садах, школах, медицинских учреждениях.

Идет интенсивный процесс старение сельхозтоваропроизводителей.

 Поэтому одной из важнейших позиций, требующих внимания органов власти является кадровая составляющая аграрной отрасли. В основе ее должно находиться качественное образование, соответствующее высочайшим требованиям к современному производству сельскохозяйственной продукции.

На практике только треть выпускников вузов и техникумов приходит на работу в сельскохозяйственные организации, остаются на селе и того меньше. Причин здесь много — это и тяжелый крестьянский труд, сезонность работы, низкая заработная плата, плохие жилищные условия (неблагоустроенное жилье) и транспортная оторванность от многих благ цивилизации.

Третье. Перед тем как перейти к ресурсному обеспечению программных мероприятий позвольте остановиться на вопросах контроля за эффективным и целевым расходованием выделенных бюджетных средств. Так, по данным Счетной Палаты Республики Саха (Якутия), проводившей ежегодно с 2016 года экспертно-аналитические мероприятия по реализации подпрограмм «Развитие табунного коневодства», «Развитие животноводства», «Развитие растениеводства» и «Развитие кормопроизводства», из общей проверенной суммы 1 млрд. 791 млн. рублей выявлено нарушений в размере 24 % от этой суммы, при этом возвращено в бюджет 0,01 % от суммы нарушений. И это только по 4 подпрограммам. А по остальным 17 подпрограммам каково положение на самом деле? И на сколько эффективно используются субсидии, направляемые муниципальным образованиям ежегодно в объемах более чем 4.0  млрд. рублей. (40 % от 10.8 млрд. рублей) у нас информации нет. В том числе по использованию финансирования средств, выделяемых из местных бюджетов на поддержку сельхоз производства. А это 15% от общего объема субвенций.

В связи с этим возникает мысль о необходимости организации системной работы, укрепления, усиления органов контрольной службы, в частности Счетной палаты и повышения ответственности ее представителей на местах и особенно глав администраций муниципальных образований и общественных советов в районах.

Четвертое. Следует отметить, что трудности в сельском хозяйстве в значительной мере объясняются несовершенством аграрной политики,  недостаточного финансирования аграрного сектора в целом по стране. Достаточно отметить, что сегодня в государственном бюджете страны на развитие сельского хозяйства выделяется 1,7 % его расходной части, в СССР было 19-20 %, в США в настоящее время от 27 до 35%, в Японии и Финляндии даже до 65-70%.

 Мы считаем, что в ближайшей перспективе в качестве приоритета аграрной политики должна стать политика роста доходов сельхозпроизводителей, престижности и мотивации сельского труда, в целом, популяризации села.

Вместе с тем ресурсное обеспечение программных мероприятий, и даже снижение цифр финансирования в 2020 году, конечно,  не позволяют обеспечить качественный рывок в этой отрасли. Члены Палаты понимают, что необходимо хотя бы сохранить сегодняшние 5%  объемы финансирования из общего объема госбюджета, не смотря на экстремальные условия сельхозпроизводства региона,  но наравне с этим внедрять дополнительные внебюджетные  меры финансовой поддержки, разработать и неукоснительно соблюдать механизмы повышения эффективности использования каждого вложенного рубля, иными словами, оптимизировать затраты сельхозорганизаций без снижения объема производства сельхозпродукции.

Также другими мерами финансовой поддержки аграрного сектора могут быть:

·        закупка сельскохозяйственной продукции для государственных и муниципальных нужд;

           Произведено в 2018 г. валовой продукции 25,8 млрд.рублей т.е. 2,44 раза больше выделенных из госбюджета финансовых средств.

·        активный поиск инвестиций;

·        разработка и внедрение инновационных научных разработок в сфере северного сельхозпроизводства. В программе в науку заложено всего лишь 45 млн. рублей, этот факт вынуждает говорить о недооценке роли науки в развитии сельского хозяйства.

И один из важнейших резервов – Министерству и депутатам Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)  следовало бы серьезно пересмотреть приоритеты в структуре новой Программы в пользу производственной части за счет так называемых «обеспечивающих подпрограмм».

Мы считаем необходимым обеспечить открытость и прозрачность деятельности министерства, в том числе по реализации действующей и принимаемой Госпрограмм, а также о передовом опыте развития сельского хозяйства в республике: фермеров республики, оленеводов в Усть-Янском улусе, по поддержке села в Ленском улусе и др..

          И наконец пятое. Комиссия Общественной палаты республики по развитию села и арктических территорий  для преодоления этой нарастающей проблемы  считает необходимым продумать вопрос разработки Комплексной Государственной программы развития села, подключив к ее разработке и реализации все министерства и ведомства, имеющие отношение к сельской местности — основы национальной самобытности коренных жителей Якутии, с тем, чтобы мероприятия по оптимизации социальной сферы на селе провести в теснейшей увязке с развитием сельскохозяйственного производства. Мы все понимаем, что не будет школы, учреждений здравоохранения и культуры, село развалится  и как следствие не будет  сельхозпроизводства и это отрицательно отразится на будущем народов республики.

Можно было бы использовать практику положительного опыта в плане комплексного развития  села имеющиеся в других субъектах Российской Федерации.

Нельзя сказать, что у сельского хозяйства Якутии отсутствует потенциал для развития. Так, в последнее время мировым трендом стало здоровое, правильное питание, произведенное из экологически чистой сельхозпродукции, т.е. мы можем производить качественную продукцию, но это надо осуществить не в выставочных, ярмарочных, небольших объемах, а в больших масштабах, как этого требует стратегический Указ Главы РС(Я).

 Короткое, но с белыми ночами якутское лето является прекрасным условием для выращивания картофеля, овощей, твердых сортов пшеницы. Системообразующим элементом аграрного комплекса республики в последнее время также стало и рыбное хозяйство.

Для этих новых вызовов требуются новые компетенции и обладатели этих компетенций — высококвалифицированные и мотивированные кадры и значительное увеличение объемов натурального высококачественного сельхоз сырья, чего без увеличения поголовья животных невозможно достичь.

Уважаемые участники Пленарного заседания.

             В заключении хочу сказать, что третий состав Общественной палаты РС(Я) понимая, что развитие сельского хозяйства, имеющее приоритетную цель-обеспечение населения качественными продовольственными товарами местного производства – процесс комплексный, в котором все принимаемые меры взаимоувязаны и оказывают друг на друга существенное влияние, потому постарались собрать сегодня заинтересованную экспертную площадку, состоящую  из представителей государственной, муниципальной власти, села и общественности.

            Мы  все вместе делаем одно общее дело. Соответственно многое зависит от нашего ответственного подхода в решении задач, обозначенных в стратегическом Указе Главы РС(Я) и наших согласованных взаимодействий.   

Спасибо!

Выступление члена Общественной Палаты РС (Я) из Ленского района Александра Саморцева.

     Ленский район во все времена славился как сельскохозяйственная житница.

Крупным поставщиком сельскохозяйственной продукции в соседние, более северные районы Республики наша Ленская земля стала в Советские годы.

     В далёкие 30-е и 50-е годы прошлого века, наш район славился большими урожаями зерновых. В колхозах выращивали пшеницу, рожь, ячмень.

     Позже, в 60-е годы, под лозунгом Хрущёва Н.С. «Об укрупнении», были ликвидированы многие колхозы и начался планомерный спад производства. Но, тем не менее, сельскохозяйственная продукция из Ленского района продолжала стабильно поставляться, как и прежде соседним районам, но главным потребителем нашей сельхозпродукции стала алмазодобывающая промышленность.

     Несмотря на то, что в 50-60-е годы прошлого века Ленский район являлся одним из крупнейших поставщиков круглого леса в Японию и к нам, как градообразующее предприятие вошёл «Якуталмаз» — сельское хозяйство всё ещё оставалось одним из ведущих отраслей экономики. Строились мелиоративные системы, велась расчистка полевых угодий.

     Но, нагрянули «лихие 90-е». Когда начали рушить всё и вся, первый глава района В.М. Ягнышев сказал: — «Развалить можно всё, но не надо этого делать – пусть существующие совхозы Ленский, Нюйский, Беченчинский и колхоз Дружба живут. Если новые формы хозяйствования докажут свою жизнеспособность и высокую продуктивность, экономическую состоятельность, тогда и ликвидируем старые сельхозпредприятия». К сожалению, Владимир Михайлович рано ушёл из жизни и защитить совхозы было некому, их просто растащили под клич Чубайса «О приватизации».

     Сравнительный анализ числа работников в сфере сельского хозяйства 90-х годов и сегодня — повергает в уныние. Если ранее в трёх совхозах и колхозе «Дружба» трудились более полутора тысяч человек, то сегодняшнее число фермеров не превышает ста человек. В ООО «Батамайское» трудится 45 человек, ООО «Аартык» — 23, ООО «Ленские зори» — 7 и ООО «Русская Джерба» — 4 человека, остальные 28 хозяйств представлены единственным учредителем.

        Для того чтобы заинтересовать жителей района сельскохозяйственным направлением деятельности, наша районная администрация много делает для возрождения села. Так сделан весомый вклад всем, кто занимается сельским хозяйством и содержит скот. В 2 раза увеличена субсидия за сдачу молока с 35 рублей за 1 килограмм до 70 рублей, кроме этого, 10 рублей фермер получает от заготовителя – ООО «Батамайское», итого 80 рублей за литр. Также увеличена субсидия за содержание одной дойной коровы с 10 до 20 тысяч рублей в год. Эти изменения позволяют крестьянам значительно увеличить доходы, а значит, есть надежда в том, что в село потянутся люди. Крестьяне, в районе, узнав о положительных изменениях в пользу тружеников села, воспряли духом. Желающих заняться животноводством, заметно прибавилось.

     На примере села Батамай, где работает самое крупное сельхозпредприятие Ленского района, много делается для возрождения в наших условиях сельского хозяйства. Для того, чтобы привлечь население в село, администрация района создаёт им достойные условия проживания: чтобы в домах была вода, отопление, телевидение, интернет, чтобы люди могли пройти по чистым улицам и провести досуг в культурном центре. Над этим уже идет работа, в действующем коровнике установили молокопроводы и навозоудалители. В этом году, селу Батамай выделено 10 млн рублей на реконструкцию котельной и теплосетей, 1,5 млн – на строительство дома для инженерно-технических работников, сейчас готовим смету на проведение ремонта 4-х квартирного дома. В самом ближайшем будущем будет рассмотрен вопрос строительства нового коровника. В 5-тилетнюю муниципальную программу «Развитие сельского хозяйства в Ленском районе 2019-2024 г.г.» уже заложены средства на строительство коровников в Беченче, Чамче и Орто-Нахаре, а также реконструкцию в Ленске бывшего молокозавода, на базе которого откроется сельхозпредприятие по переработке, овощей, мяса и рыбы. На сегодняшний день в Ленском районе растениеводством занимаются 32 крестьянско-фермерских хозяйства, которые в этом году вырастили более 3-х тысяч тонн картофеля и более 1 тысячи тонн капусты. Положительно решаются вопросы и со сбытом продукции. С нового учебного года часть школ и детских садов района перешли на местную продукцию: овощи, молоко и мясо. Налаживаются взаимовыгодные отношения с АО «АЛРОСА-торг», в будущем, кроме основных овощей — картофеля, свеклы, моркови, капусты и лука – будут закупать огурцы, помидоры, зелень и молочную продукцию. На совещании 9 октября этого года партнёры пришли к договорённости о логистической составляющей и самовывоз сельхозпродукции потребителем значительно облегчит фермерам проблему сбыта.

     В 2018 году заработала пятилетняя программа по ремонту жилого фонда в поселениях, направленная на помощь одиноким пенсионерам и малообеспеченным гражданам. Каждое муниципальное образование с 2018 года стало получать на эти цели от одного миллиона до 3 млн. рублей. Программа нашла положительный отзыв у населения. За 2 года удалось отремонтировать более 50 частных домов и квартир. А с 2019 года за счет районного бюджета, одинокопроживающим пенсионерам старше 70 лет стали приобретать благоустроенное жильё в райцентре и перевозить их из сел и поселков в город в благоустроенное жильё, да и к медицинским учреждениям поближе, что тоже немаловажно. Ежегодно на эти цели планируется тратить 15 миллионов рублей и приобретать по 10 квартир. В этом году уже переселились 5 одиноких стариков.

     За 2 года проведена объемная работа по ремонту школ, детских садов, спортивных залов, учреждений культуры и центров дополнительного образования района, в том числе и в сельской местности. В 2018-2019 годах на эти цели было предусмотрено около 300 млн рублей. Кроме того, в 2019 году началось строительство школ в селах Толон и Натора.

     С приходом новых, крупных нефтегазодобывающих предприятий у сельхозтоваропроизводителей появилась надежда, что появится канал сбыта продукции. Увы, надежды оказались тщетными, новые предприятия готовы закупать сельхозпродукцию, но только в переработанном виде. Мясо – только из забойного цеха, овощи только после переработки и упаковки.

     Естественно, продукция сельского хозяйства, выращенная в других, более тёплых, южных регионах России и в Китае дешевле, а существующая система закупок не позволяет Ленским фермерам конкурировать с южанами. Здесь бы властям республики проявить свою волю и добиться у недропользователей обязательства закупать имеющийся у нас ассортимент сельхозпродукции только местного производства.

     В 2018 году решился вопрос транспортного сообщения между поселениями и районным центром. Маршрутные автобусы начали курсировать до отдаленных населенных пунктов. А во время навигации районная администрация начала субсидировать водные перевозки на теплоходе «Полесье». Добраться до Витима и Пеледуя для жителей Ленского района стало дешевле в 2 раза, чем было ранее.

     Кроме того, поселения района получили возможность самостоятельно решать свои проблемы и реализовывать планы в рамках своих бюджетов, которые были значительно увеличены за счет районной казны. Таким образом, жизнь на селе становится все более привлекательной.

     В 2018 году начала работу муниципальная программа «Развитие здравоохранения в Ленском районе», рассчитанная на 5 лет. Каждый год Ленская районная больница получает на развитие материально-технической базы и лекарственное обеспечение 29 млн рублей. И сельские больницы и ФАПы тоже не остались в стороне от этой программы.

     Новые, нефте-газодобывающие предприятия местному трудяге предпочитают вахтовиков. Чтобы получить рабочие места на родине, наши молодые ребята уезжают в Иркутск, Красноярск, Новосибирск и оттуда приезжают работать на свою малую родину, на вахту. В этом причина падения численности населения в районе, ведь с нашими вахтовиками уезжают их семьи. 

     Заработать на селе в ближайшее время станет проще, чем в промышленных предприятиях. В Центре занятости населения мы выяснили, что зарплаты в промышленных предприятиях не такие уж и большие. Например, мастер по ремонту трубопровода получает 30 тысяч рублей, столько же – оператор котельной, машинисты различных технологических установок – 45 тысяч, операторы по добыче нефти и газа – около 50 тысяч. Но чтобы там работать, нужно еще иметь профильное образование или пройти специальные курсы. В сельском же хозяйстве наличие образования не обязательно. Кроме того, фермеру не надо ездить на вахту и оставлять свою семью.

     И напоследок, хочу привлечь внимание представителей тех сельскохозяйственных районов, где начались необратимые процессы оттайки вечно мерзлотных грунтов. Процесс этот, по данным учёных, необратим. В ближайшие годы начнётся заболачивание сенокосных угодий и пастбищ для свободного выгула крупного рогатого скота и лошадей. И люди попросту останутся без привычной работы и средств к существованию. Но выход есть!

     В нашем, Ленском районе много сёл вдоль Лены, начиная от Ленска в 20-ти км. – Терёшкино, далее Малые и Большие Коньки, Половинка, Крестовая, Старый Пеледуй и вниз по течению Старый Салдыкель, Боровая, Русская Джерба —  это поселения, в перспективе имеющие энергообеспечение от Вилюйской ГЭС, поскольку ЛЭП-107 и ЛЭП-309 проходят недалеко от реки Лена. При завершении строительства федеральной автодороги «Вилюй» она также спроектирована на доступном от реки Лена расстоянии. Во всех, этих поселениях, сотни гектар заброшенных, зарастающих полей. Кое-где остались трубопроводы поливных мелиоративных систем.

     Немало заброшенных пашен и полей в сёлах где проживают люди, это Иннээли, Толоон, Беченча, Мурья, Нуотара, Нюя и Витим.

     Климат Ленского района мягкий, морозы редко переваливают -30 градусов. Все эти поселения, в отличие от новостроек Ленска не подвержены затоплению при катастрофических наводнениях. В лесу полно дичи, в реках рыбы. Кому хочется жить и заниматься животноводством вдали от шума и суеты, можно поселится в любой заброшенной деревне на реке Нюя, где раньше были колхозы. Там нескончаемые пастбища, луга и сенокосы (к сожалению, тоже зарастающие). Просто мечта, для того, кто хочет возродить табунное коневодство.

     А в качества вклада от вас, мы бы были рады, если бы вы привезли с собой чистопородную местную живность, якутских лошадей и коров.

     Я считаю, что у сельского хозяйства в Ленском районе большое будущее. И сейчас политика руководства района направлена на развитие. Причем – комплексное развитие.

Фото участников Пленарного заседания. 

РЦИТ РС (Я) предоставило видео Пленарного заседания.

Сельское хозяйство, семейная экономика и усадебное хозяйство в Якутии

Мясной маркет «Дабаан». Надо учиться разделывать мясо. 

Оленеводство в Якутии. Интернет-дайджест. 

Игры и ярмарка оленеводов России в Якутске!

Фото сентября 2001 года. Виды Якутска! «Товары Якутии — 2001»!

Продовольствие — 2017! Впечатления от ярмарки!

Крестьянский рынок в Якутске: как менялись цены в сезоне 2019 года!

Состоялся 1-й Инвестиционный Форум долины Эркээни!

Были ли евражки?! Фото и видео выставки-ярмарки «Продовольствие — 2019».

Видео выставки-ярмарки «Рыба Якутии»!

В Общественной Палате РС (Я) обсудили Программу сельского хозяйства!

После коронавируса: возврат к якутским усадьбам?

Год пандемии — экономия еды в Китае, в ООН 10-летие семейных фермерских хозяйств и «семейная экономика» в Республике Саха!

Александр Атласов: о проблематике развития сельских территорий

Выставка «Рыба Якутии — 2020»

Новые технологии для усадебных хозяйств Якутии.

Эркээни должна стать долиной опережающего развития!

Новые технологии для усадебных хозяйств Якутии — 2. Ответ Николая Находкина на комменты!

от adminNB

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *