Как огород стал подспорьем в сложные нулевые годы, и почему сейчас, в относительно благополучное время женщины высаживают на грядках все, что может вырасти, рассказали покровчанки, сестры Наталья Миронова и Любовь Припузова.

В детстве многие из нас «работали» на семейном огороде, в основном это было картофельное поле, грядки с морковью и капустой, огуречные и помидорные теплицы. А осенью наступала пора закаток – банки с огурцами, помидорами, вареньем из всевозможных ягод, квашеная капуста, грибочки. Вспомнили? Было вкусно и полезно. С наступлением так называемого «кризисного периода» в стране, овощи со своего огорода стали практически единственным способом полноценно питаться, и даже приносили доход.

«Нынче мы «тонули» в огурцах и кабачках. Их неожиданно выросло так много, да еще стоит зазеваться, и огурцы стремительно превращаются в кабачки, не уступая им в размерах. Казалось бы, земля каждый год работает у меня, не отдохнувшая, а вот видишь, овощи превзошли себя и размером, и количеством. Что-то раздаем, что-то продаем. Кукуруза. Она чудесная. Огромная. Ее и варить не надо, сладкая и сочная в сыром виде», — рассказывает Наталья Семеновна.

«А у меня в этом году тыква пошла гулять по всему огороду. Пустила во все стороны длинные плети по пути цепляются, укореняются и сплошь покрыты большими желтыми цветами. Тыква-путешественница. Даже не думала, что она такая. Раньше плоды были маленькие, только один-два чуть больше головы. А я мечтала, чтобы выросли мои тыквы килограмм на 20. И выросли же в этом году», — это уже Любовь Семеновна вступает в беседу.

Сестры Наталья и Любовь выросли в большой и дружной семье. Их родителей, Семена Яковлевича и Валентину Алексеевну Припузовых в Покровске, уверена, помнят многие. Семен Яковлевич многие годы работал на пожарной станции, балагур, весельчак, рассказами которого о жизни, охоте и рыбалке можно было заслушаться. Валентина Алексеевна всю жизнь проработала медсестрой в детской поликлинике. Добрый взгляд, улыбка, которая могла успокоить любого малыша, пришедшего на прививку или уколы.

«Родители с детства приучили к труду. Нас в семье восемь детей, естественно, старшие помогали и по дому, и на огороде, а затем и младшие, подрастая, потянулись за нами.

Когда стали жить отдельно, то естественным было продолжение семейной традиции – свой огород. Потому что это в детской памяти навсегда остается – встаешь утром рано, босиком по траве к грядкам бежишь, роса приятно щекочет ступни, и на душе спокойно и радостно. Вот так у меня вспоминается детство – мама и папа, их теплые руки и… огород», — вспоминает Наталья Семеновна.

Любовь Семеновна, как и ее сестра Наталья, любит экспериментировать, высаживая то новые сорта овощей, то различные «иноземные» растения.

«Мои сестры Наталья, Аня, Надя – знатные огородницы. Я учусь у них. И Марина наша была такой же, у нее все росло, потому что она была светлым и добрым человеком… У нас даже братья Артем и Денис вовлечены в огородничество. Вот Артем, например, снабжает нас всех саженцами черной смородины. Удивительно, но только его саженцы у нас приживаются.

С некоторых пор, с подачи сестры, топинамбур выращиваю. Эта земляная груша настоящий кладезь витаминов. Причем неприхотливое растение, как раз для Якутии, хоть и прародина его — Бразилия».

Патиссоны, топинамбур, физалис, черная и красная смородина, баклажаны, ревень… Легче сказать, что не выращивают на своих небольших сотках земли две сестры. Для них все интересно: как всходят растения, как приживаются новые сорта цветов, овощей. Они делают заготовки — маринады, заморозки, варенье, которые отправляются к детям в Якутск и Питер. Там они идут, как горячие пирожки, хотя в каждом магазине сегодня можно круглый год купить различные маринады, мамины — вкуснее…

«Я вот яблони и виноград даже не пробовала выращивать. Арбузы и дыни – да. Но отказалась от этой затеи, потому что здесь необходимо учитывать сроки снятия плодов. А у меня то перезреют, уже бродить начинают, то недозреют», — говорит Наталья Миронова.

Кстати, именно у нее из всех сестер самый цветущий двор, он утопает в цветах с начала лета и до глубокой осени. Цветы есть и в доме, их столько разных видов, что перечислять также придется долго.

«Зима долгая, тягучая, темная, а зелень на подоконнике так радует. Они (цветы) живые, все чувствуют, понимают…».

Для Натальи и Любови их сад-огород — большое увлечение, многие приходят к ним за советом, они делятся рассадой и получают взамен новые сорта цветов и овощей. А ведь когда-то это увлечение стало спасением в сложные нулевые годы…

«Это сейчас я превратила собственный двор в цветочную поляну, избавившись от больших огородных грядок. А было время, когда те грядки помогали просто выжить. Вспомните, когда зарплату задерживали месяцами. Мы не голодали, конечно, только вот немногие тогда могли позволить себе витаминное разнообразие. Огород был частью личной продовольственной программы. Сегодня это больше для души. Хотя и доход также приносит наш труд — избытки овощей продаем на городском рынке», — улыбается Наталья Семеновна.

Мы долго еще говорили о жизни, любви и, конечно же, растениях и секретах урожая, когда все растет как на «дрожжах».

«Дышать полной жизнью, радоваться ей, никого не осуждая, с любовью. И к растениям с любовью, чувствуя их естественность. Когда видишь первые ростки, это так приятно, у тебя ничего не было, а потом целая жизнь, и ты видишь, как пробивается этот крохотный росток. Удивительно наблюдать за такими вещами, как будто на твоих глазах происходит чуть-чуть магии…», — улыбаются сестры.

Фото автора и из личного архива Натальи Мироновой и Любови Припузовой.

Мари Арс, газета «Хангалас»: https://xn--80aaaaaqpp6as1cq2a.xn--p1ai/article/71797

От adminNB

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *